Роль служебных проверок

Все, что вы хотели знать о служебной проверке, но боялись спросить..

Роль служебных проверок

…Расскажет доктор юридических наук, профессор, почетный работник образования г. Москвы, начальник Служебно-правового управления Договорно-правового департамента МВД России полковник внутренней службы Валентин ТКАЧЕВ.

Служебная проверка – совокупность юридических действий, установленных законодательством и направленных на обеспечение законности и дисциплины в органах внутренних дел.

Для чего нужна

– Думаю, рассуждать о том, что сотрудники органов внутренних дел должны служить примером строгого и точного соблюдения требований законов и служебной дисциплины, а также достойно вести себя в частной жизни, будет излишним. Это и так понятно.

Однако несмотря на постоянно принимаемые в рамках реформирования ведомства меры по недопущению нарушений законодательства, ситуации, когда сотрудники все же допускают нарушения служебной дисциплины, возникают регулярно.

И тогда соответствующее должностное лицо – как правило, это кадровик подразделения – обязан принять необходимые меры воздействия к виновному.

Речь, в частности, идет о привлечении сотрудников, в том числе руководителей, совершивших дисциплинарный проступок, к ответственности, установленной законодательством о службе в органах внутренних дел.

Но прежде чем применять меры, необходимо провести служебную проверку, которая является наиболее эффективной формой, позволяющей не только установить причины совершения дисциплинарного проступка сотрудником, но и выработать профилактические меры, направленные на недопущение аналогичных нарушений.

Каковы основания для проведения

Итак, основанием для проведения служебной проверки является необходимость выявления причин, характера и обстоятельств совершенного сотрудником дисциплинарного проступка, подтверждения наличия или отсутствия обстоятельств, предусмотренных статьей 14 Закона о службе, а также заявление сотрудника.

Понятие дисциплинарного проступка содержится в части 1 статьи 49 Закона о службе, под которым признается виновное действие (бездействие), выразившееся в нарушении сотрудником законодательства Российской Федерации, Дисциплинарного устава органов внутренних дел Российской Федерации, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 14 октября 2012 г N 1377, должностного регламента (должностной инструкции), правил внутреннего служебного распорядка федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел, его территориального органа или подразделения, либо в несоблюдении запретов и ограничений, связанных со службой в органах внутренних дел, и требований к служебному поведению, либо в неисполнении (ненадлежащем исполнении) обязательств, предусмотренных контрактом, служебных обязанностей, приказов и распоряжений прямых руководителей (начальников) и непосредственного руководителя.

Кому грозит

Служебная проверка проводится по решению министра внутренних дел Российской Федерации, заместителя министра, руководителя (начальника) органа, организации или подразделения МВД России, заместителя руководителя (начальника) территориального органа МВД России на окружном, межрегиональном или региональном уровнях, руководителя (начальника) структурного подразделения территориального органа МВД России на окружном, региональном уровнях, в составе которого имеется кадровое подразделение, в отношении сотрудника, подчиненного ему по службе.

Пока служебная проверка не проводится в отношении федеральных государственных гражданских служащих и работников органов, организаций и подразделений МВД России. Но вскоре ситуация изменится…

В настоящее время издан приказ МВД России от 25 декабря 2015 г. N 1230 “Об утверждении Порядка проведения служебных проверок в отношении федеральных государственных гражданских служащих системы МВД России”.

Данный приказ 30 декабря 2015 года направлен на государственную регистрацию в Минюст России.

Чем регламентируется

Служебная проверка проводится в соответствии с пунктом 13 части 1 статьи 28 Федерального закона от 7 февраля 2011 г. N З-ФЗ “О полиции”, пунктом 13 части 1 статьи 11, частями 6 и 8 статьи 51, статьей 52, пунктом 3 части 4 статьи 68, пунктом 2 части 2 и частью 6 статьи 73 Федерального закона от 30 ноября 2011 г.

N 342-ФЗ “О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации” (далее – Закон о службе), Порядком проведения служебной проверки в органах, организациях и подразделениях Министерства внутренних дел Российской Федерации, утвержденным приказом МВД России от 26 марта 2013 г.
N 161 (зарегистрирован в Минюсте России 30 мая 2013 года, регистрационный N 28587; далее – Порядок). Приказом МВД России от 22 сентября 2015 г. N 903 (зарегистрирован в Минюсте России 22 октября 2015 года, регистрационный N 39418) внесены изменения в Порядок в части проведения служебной проверки в отношении сотрудника подразделения собственной безопасности органов внутренних дел, уточнения срока окончания служебной проверки, оформления резолютивной части заключения по результатам служебной проверки, согласования проекта заключения по результатам служебной проверки с кадровым подразделением органа, организации или подразделения МВД России, сотрудниками которого проводилась служебная проверка.

В частности, Порядок был дополнен пунктом 7(1), который отдельно регламентирует проведение служебной проверки в отношении сотрудника подразделения собственной безопасности оперативно-поискового подразделения, подразделения специальных технических мероприятий органов внутренних дел.

Внесенные поправки позволят более эффективно выявлять причины, характер и обстоятельства совершенного сотрудником дисциплинарного проступка, устанавливать обстоятельства, смягчающие или отягчающие ответственность сотрудника, а также улучшить качество работы по оформлению результатов служебной проверки.

Сколько может длиться

В соответствии с частью 4 статьи 52 Закона о службе служебная проверка должна быть завершена не позднее чем через один месяц со дня принятия решения о ее проведении (пункт 16 Порядка).

При этом в срок проведения служебной проверки не включаются периоды временной нетрудоспособности сотрудника, в отношении которого проводится служебная проверка, нахождения его в отпуске или в командировке, а также время отсутствия сотрудника на службе по иным уважительным причинам, подтвержденные соответствующей справкой кадрового подразделения органа, организации или подразделения МВД России.

В настоящее время прорабатывается вопрос о внесении изменений в Закон о службе в части возможности продления срока проведения служебной проверки по решению руководителя федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел или уполномоченного руководителя, но не более чем на 30 дней. Изменение законодательства в указанной части потребует соответствующей корректировки Порядка проведения служебной проверки в органах, организациях и подразделениях Министерства внутренних дел Российской Федерации, утвержденного приказом МВД России от 26 марта 2013 г. N 161.

Какими правами и обязанностями наделят всех участников

Полномочия участников служебной проверки нормативно закреплены в пунктах 28-33 Порядка и включают в себя 3 обязательных элемента:

– права и обязанности сотрудника, проводящего служебную проверку;

– права и обязанности соответствующего руководителя (начальника);

-права и обязанности сотрудника, в отношении которого проводится служебная проверка, предусмотренные частью 6 статьи 52 Закона о службе.

Приведенный в пункте 28 Порядка перечень мероприятий, осуществляемых сотрудником, проводящим служебную проверку, не является исчерпывающим и может быть дополнен соответствующим руководителем (начальником) в ходе проведения служебной проверки в зависимости от конкретной ситуации. Вместе с тем круг обязанностей сотрудника, проводящего служебную проверку, и соответствующего руководителя (начальника), исходя из смысла норм, закрепленных в пунктах 28-32 Порядка, расширительному толкованию не подлежит.

Каким должно быть заключение

Заключение по результатам служебной проверки составляется на основании имеющихся в материалах служебной проверки данных и должно состоять из трех частей: вводной, описательной и резолютивной.

В водной указываются данные сотрудника (состава комиссии), проводившего служебную проверку, а также сотрудника, в отношении которого проведена служебная проверка.

Описательная часть включает в себя основания для проведения служебной проверки, объяснение сотрудника, факт совершения сотрудником дисциплинарного проступка, иные факты и обстоятельства, установленные в ходе проведения служебной проверки.

В резолютивной части указывается заключение об окончании служебной проверки, выводы служебной проверки, предложения по применению к сотруднику мер взыскания.

Проект заключения по результатам служебной проверки с прилагающимися материалами согласовывается с кадровым и правовым подразделениями органа, организации или подразделения МВД России, сотрудниками которого проводилась служебная проверка, за исключением случая, установленного пунктом 38(1) Порядка, предусматривающего согласование только с правовым подразделением.

Необходимо отметить, что заключение по результатам служебной проверки представляется соответствующему руководителю и утверждается им в сроки, установленные пунктом 39 Порядка, после чего сотрудником, проводившим служебную проверку, подготавливается проект приказа о наложении дисциплинарного взыскания, который согласовывается с кадровым и правовым подразделениями.

Когда возникают споры

Важным способом обеспечения законности при проведении служебной проверки является тот факт, что сотрудник, в отношении которого проводилась проверка, имеет право обжаловать заключение по ее результатам. Либо вышестоящему руководителю, либо в суд.

Иски, связанные с признанием заключения служебной проверки незаконным, характерны практически для всех подразделений системы МВД России.

В этой связи для обеспечения законности служебная проверка должна соответствовать ряду требований и основываться на следующих принципах:

– осуществление служебных проверок должно проводиться только уполномоченными должностными лицами, прямо или косвенно не заинтересованными в ее результатах;

– должны быть правовые основания для ее проведения;

– должны неукоснительно соблюдаться права участников;

– должны быть установлены все факты и обстоятельства, позволяющие сделать достоверные выводы о виновности или невиновности сотрудника;

– сотрудник должен иметь возможность обжалования заключения служебной проверки.

Лишь при неукоснительном соблюдении этих требований возможно обеспечить реализацию прав всех участников служебной проверки и принять по ее результатам решение, соответствующее законодательству.

Статья подготовлена СПУ ДПД МВД России

Источник: https://30.xn--b1aew.xn--p1ai/document/9375304

Cлужебное расследование в отношении работника

Роль служебных проверок

На любом предприятии рано или поздно происходит что-то, требующее провести служебное расследование и установить причины и виновников. Поэтому очень важно знать, как и в каких случаях оно проводится, а также как оформляются его результаты.

Если на предприятии было серьёзное происшествие или же пропали материальные ценности, необходимо будет провести служебное расследование.

В его ходе собирается комиссия, выявляет все обстоятельства, после чего принимает акт служебного расследования. При этом самого понятия «служебное расследование» в отечественном законодательстве нет, и потому оно обычно ведётся по правилам дисциплинарного производства, а детали в каждой организации прорабатываются на уровне внутренних правил.

Собственно, и само проведение расследования будет внутренним мероприятием, то есть наказание предусматривается рабочего характера.

Если речь идёт о нарушениях более серьёзных, то делом займутся уже государственные органы.

Служебное расследование предполагает исключительно добровольное участие работника, это значит, запрещается заставлять его, например, проходить проверку на детекторе лжи или принудительный обыск.

Когда проводится

При мелких нарушениях его обычно не проводят – достаточно беседы с нарушителем. Его проведение затевают, если нарушение серьёзное, и сотрудник или вовсе отказывается признавать его, либо признаёт не все важные обстоятельства, отчего становится необходимым их прояснение.

Виды нарушений, при которых надо проводить расследование, устанавливаются самими работодателями. Обычно в списке присутствуют нарушения трудового распорядка, должностной инструкции, техники безопасности, неисполнение трудовой функции, нанесение ущерба компании.

Все эти нарушения можно разделить также на две основные категории: дисциплинарные проступки и причинение ущерба. Рассмотрим их подробнее.

Дисциплинарный проступок

Обычно по их поводу расследование не проводится, однако если проступок должен повлечь за собой наказание – например, увольнение, при этом сам сотрудник не признаёт, что его совершил, то расследование будет необходимо. К такого рода проступкам относится в первую очередь прогул. Может расследоваться также уклонение от прохождения медицинского обследования, прохождения обучения и тому подобные.

Причинение ущерба

Если действия сотрудника нанесли серьёзный ущерб компании, также необходимо провести расследование по данному случаю, чтобы установить размер ущерба и определить виновен ли работник, и если именно он допустил или причинил ущерб, то какое наказание должен понести. Ущерб может быть как прямым, так и, к примеру, причинённым вследствие утечки коммерческой тайны, потому и необходимо задействовать комиссию, чтобы точно установить все сопутствующие обстоятельства.

Иногда действия провинившегося могут оказаться более тяжкими, подпадающими даже под статьи Уголовного кодекса, например, хищение.

В таком случае работодатель не должен продолжать расследование самостоятельно, предписывается вместо этого обратиться в правоохранительные органы.

Никаких полномочий вести следствие самостоятельно в подобных случаях компания не имеет, даже если у неё есть собственная служба безопасности.

Организация расследования

Как применяются дисциплинарные взыскания, устанавливает статья 193 Трудового кодекса. Именно на неё надо опираться, когда необходимо организовать расследование.

Сначала рассмотрим общую структуру принятия решений. Она будет различаться при дисциплинарном проступке и нанесении ущерба.

Начнём с дисциплинарного проступка: после того, как он обнаружен, работодатель должен предоставить работнику возможность объясниться письменно.

На то, чтобы оформить объяснение, работнику отводится двое суток. Если он отказывается, необходимо будет оформить акт об отказе.

Затем работодатель решает, какие санкции применять, основываясь на объяснениях работника, докладах его руководителя, других документах. Опираясь на них, он издаёт приказ о наложении определённого взыскания.

Непосредственно служебное расследование здесь будет означать сбор документов, указывающих на:

  • факт совершения проступка;
  • степень вины работника в нём;
  • обстоятельства совершения, влияющие на определение меры наказания.

При причинении ущерба сотрудником алгоритм действий будет следующим:

  • приказом работодателя создаётся комиссия, включающая в себя минимум троих работников предприятия;
  • она выявляет детали нарушения;
  • определяется, какое наказание должен понести провинившийся.

Именно это и будет называться служебным расследованием в данном случае. С его помощью выявляется, по каким причинам нанесён ущерб, а также его размеры, определяется, какова степень вины работника, по отношению к которому проводится разбирательство. Далее мы будет рассматривать именно этот вариант, то есть полноценное расследование с комиссией.

В обоих рассмотренных выше случаях на работодателя возлагается выяснение всех обстоятельств перед определением наказания. Необходимо, чтобы они подтверждались документами, ведь наказанный сотрудник может обратиться в суд, и надо будет подтверждать свою позицию. И если наказание не будет чётко обосновано, а вина работника доказана, то суд примет решение именно в его пользу.

Порядок проведения

Рассмотрим этапы, предшествующие началу расследования, а также этапы его проведения:

  1. Выявляется факт совершения проступка – сделать это может любой сотрудник компании, при этом как день обнаружения будет принят тот, в который данный сотрудник рассказал о нарушении руководителю, которому подчинён провинившийся сотрудник.
  2. Нарушение фиксируется в докладной записке на имя начальника.
  3. После рассмотрения записки начальник принимает решение о начале расследования (либо передаёт документ более высокопоставленному должностному лицу, если не имеет соответствующих полномочий).

На этом предшествующие расследованию этапы заканчиваются, и начинается непосредственно процесс:

  1. Приказом формируется комиссия – отметим, что непосредственный руководитель проверяемого в её состав не включается. Также, как и тот руководитель, который будет принимать итоговое решение.
  2. Комиссия проводит расследование – в его ходе необходимо выяснить, в чём состояло нарушение, кто его совершил, какими были причины и обстоятельства, размер причинённого ущерба. Для этого у провинившегося лица берётся объяснительная, а если оно не установлено, то у всех возможных виновников, затем собираются документы для прояснения обстоятельств.
  3. Составляется итоговый акт, подробно описывающий ход проверки и её заключение. В цели комиссии нередко включается и разработка мер для предотвращения подобного ущерба в будущем. Члены комиссии удостоверяют акт своими подписями, руководитель ставит на него печать.

Рассмотрим некоторые важные нюансы – форму служебной записки, оформление акта от дачи показаний, состав комиссии.

Служебная записка

Именно она становится основанием для проведения расследования, а с момента её принятия и фиксации в журнале документооборота будет отсчитываться время его начала.

Составляет записку работник компании, она подаётся на имя либо непосредственного начальника, либо руководителя всей компании. В ней указывается, какое именно нарушение отмечено, а также все его важные обстоятельства. Если ущерб был выявлен инвентаризацией, то к записке прилагается её акт.

Помимо служебной записки, в роли основания для проверки могут выступить и иные документы: обращения от потребителей со сведениями о проступке, претензии контрагента, заявление от самого работника.

Состав и полномочия комиссии

Осуществляет расследование в отношении работника служба безопасности, если в компании она есть; при её отсутствии – кадровый отдел. В комиссию входят сотрудники разных отделов – обычно это служба безопасности и кадровый, а также представитель профсоюза. Чаще всего состав ограничивается именно тремя членами, но иногда в комиссию может входить и большее число людей.

Комиссия имеет право потребовать объяснения от каждого работника, который мог быть причастен к проступку. Это, впрочем, не означает, что работники обязаны их давать.

Также она может запрашивать любые документы и привлекать к делу сторонних специалистов. К примеру, такая необходимость возникает, если требуется определить, был ли работник пьян во время смены.

Допустимо и обращение за юридической, аудиторской, инженерной помощью.

Создание комиссии возможно, даже если компания не понесла ущерб, но действия работника могли к нему привести. Иногда она может быть постоянной, но чаще является временной.

Объяснительная записка и акт об отказе

После получения работником уведомления о необходимости предоставить письменное объяснение, ему даётся двое суток на оформление и предоставление. Если время вышло, а документ так и не был оформлен, это считается отказом в содействии проверке, о чём должен быть составлен письменный акт.

Законодательство не устанавливает форму для этого документа, как и для объяснения сотрудника, потому оформление свободное. Важно в первую очередь наличие подписей членов комиссии. Объяснительная или акт об отказе от неё обязательно подшиваются в дело.

Сроки

Законодательство устанавливает чёткое ограничение по сроку, в течение которого можно расследовать дело – месяц, и до его истечения следует представить результаты. Отсчёт начинается со дня оформления приказа о начале расследования, либо с даты подачи служебной записки, если проверка начинается на её основании.

Но следует отметить, что в этот период не должно включаться время, когда сотрудник отсутствует, будучи в отпуске или находясь на больничном, а также требуемое на то, чтобы учесть мнение представительского органа работников.

Это неучитываемое время в сумме не должно превышать 6 месяцев.

После истечения полугода же возможность применить дисциплинарное взыскание пропадает, кроме наказания за нарушения, выявленное ревизией или аудиторской проверкой – в его отношении этот срок составляет до 2 лет.

Юридические последствия

Служебное расследование – исключительно внутреннее дело компании, и никаких юридических последствий иметь не может. Его результатом становится решение относительно работника, исключительно именно как работника, но не как гражданина. А для перевода дела в юридическую плоскость, что может повлечь за собой соответствующие последствия, оно должно быть передано государственным органам.

Порядок обжалования

На предприятии могут быть предусмотрены различные процедуры по обжалованию результатов расследования, какие это будут процедуры, устанавливается локальными актами. Законодательством этот вопрос не регулируется, как мы уже упоминали, в нём  вообще нет такого понятия, как служебное расследование, и тем более не установлены нюансы его обжалования.

А вот что можно обжаловать, так это принятое работодателем решение – в трудовой инспекции или сразу в суде. В таком случае он должен будет предоставить собранные в ходе расследования документы, чтобы доказать, что нарушение в самом деле было допущено, и тем самым лицом, на которое наложено наказание, а мера тяжести соответствует нарушению.

Оформление результатов

Документом, который должен подытожить результаты, является акт служебного расследования – его образец мы прилагаем к статье, здесь же коротко рассмотрим содержание.

Состоит этот документ из трёх частей:

  • вводная;
  • описательная;
  • резолютивная.

Во вводной излагается, о каком нарушении идёт речь, указывается дата совершения, состав комиссии, период, в течение которого велось расследование. Описательная углубляется в доказательства, на основании которых комиссия пришла к определённым выводам. Наконец, в резолютивной подводится итог – комиссия делает выводы относительно вины работника.

Затем следуют приложения, то есть документы, такие как служебные записки, объяснительные, акты инвентаризации, если речь о недостаче, заключения экспертов и тому подобные. Необходимо, чтобы каждый член комиссии подписал акт, а руководитель поставил печать. Затем делу присваивается номер, указывается дата, когда оно было составлено – она же и дата завершения расследования.

Если у одного из членов комиссии мнение отличается от изложенного в документе, он всё равно должен поставить подпись, но может изложить свою позицию отдельно и приложить это изложение к другим материалам.

После этого руководителю даётся три дня на принятие решения, которое должно быть оформлено в виде приказа. Руководитель обязан ориентироваться на предписания комиссии, вместе с тем обычно сам может выбрать нужный вариант взыскания из допустимых по законодательству.

Работника необходимо ознакомить с приказом – на это отводится 3 рабочих дня после его издания. Если работник отказывается знакомиться с документом, составляется акт об отказе.

Источник: http://pravograjdan.ru/prava-trudjashhihsja/cluzhebnoe-rassledovanie/

Служебная проверка в отношении сотрудника полиции

Роль служебных проверок

Дисциплинированные сотрудники – это залог успеха любой организации. По этой причине необходимо проводить специальные проверки, чтобы своевременно устранять любые нарушения, проступки или крупные правонарушения. Итак, рассмотрим более подробно, что представляют собой служебные проверки, кем они проводятся и какие виды существуют.

Что такое служебная проверка?

Служебная проверка – это деятельность, направленная на своевременный, полный и объективный сбор и анализ материалов по факту выявления нарушений или неисполнения обязанностей служащими.

Порядок проведения служебных проверок регламентирован Приказом Министерства №161 от 2013 года.

Кто проводит?

Проверки проводятся согласно решению руководства федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел или уполномоченного руководителя.

Следовательно, проверки могут проводиться как непосредственным руководством, так и вышестоящим.
Проверочные мероприятия могут проводиться по решению Министра внутренних дел и его заместителя, а также по инициативе начальника соответствующего отделения, его заместителя на региональном, окружном, межрегиональном уровне.

Кого проверяют?

цель проведения проверок – необходимость опровергнуть или доказать факт нарушения или проступка подозреваемого сотрудника, а далее по результатам принять решение о наказании (если вина доказана).

Если вина доказана не будет, то никаких мер наказаний не последует.

Сроки проведения в МВД

Решение по результатам проверки должно быть вынесено не позднее двух недель с момента получения данных начальством. Этот момент разъяснен в Приказе №161.

В период, который отводится на проверочные мероприятия, не включается время нетрудоспособности работника, а также отпуск и командировки. Перечисленные обстоятельства необходимо подтвердить в документальной форме (справка из кадровой службы соответствующего подразделения).

Служебная проверка по срокам не может превышать одного месяца с даты принятия решения о ее проведении.

Внутренняя – случаи нарушения

Основной задачей проведения внутренней проверки является выяснение всех обстоятельств и сопутствующих факторов, которые могли спровоцировать нарушение внутреннего порядка. Проверка необходима и для того, чтобы выработать комплекс профилактических мероприятий во избежание образования прецедента.

Все проверки осуществляются на основании приказа Министерства № 161 от 2013 года. Иногда внутренние проверки проходят не по стандартам регламента, и связано это со следующими обстоятельствами:

  • Проверка проводится лицом, у которого отсутствуют полномочия на это действие.
  • Проверка назначена иными лицами.

Внимание: решение о проведении внутренних проверок всегда принимает руководство подразделения.

  • Нарушение сроков расследования. Внутреннее расследование должно начаться не позже, чем через 2 недели после получения данных о проступке должностного лица.
  • Отсутствие или недостаточное количество доказательств в отношении обвиняемого работника. Важным шагом внутренней проверки является формирование пакета документов. Грубым нарушением является проведение внутреннего расследования без необходимого количества бумаг. На основании документов формируется заключение.

В материалах должны присутствовать сведения из отдела кадрового администрирования того отделения, где проходит службу сотрудник.

К нарушениям относится факт отсутствия справки о том, состоит ли сотрудник в профсоюзе ГУ МВД или нет.
Расследование дисциплинарного поступка будет бесполезным, если руководство не имеет структурированных выводов о причинах его совершения.

Служебная: правила выполнения

Решение о внутреннем расследовании должно быть принято не позже двух недель с момента поступления данных о нарушении нормативных актов организации. Поступивший сигнал является основанием для проведения внутреннего расследования.

Проверка проводится в течение одного месяца. В этот период не входит время, когда сотрудник был болен или находился в оплачиваемом отпуске.

Работники МВД часто выполняют обязанности, которые связаны с разъездной работой, или пребыванием в других регионах. Как было сказано выше, командировки также не входят в срок служебной проверки в МВД.

Служба не освобождает граждан от семьи и личной жизни.

Важно: если работник отсутствовал во время проведения проверки по уважительным причинам и обстоятельствам, и руководство признало этот факт уважительным, то этот период не включается в срок проверки.

Проверка выполняется теми сотрудниками, которые были назначены руководителем подразделения. В некоторых случаях в качестве исключения могут быть выбраны три человека (комиссия).

Однако в большинстве случаев проверки в органах проводятся именно одним уполномоченным лицом.

Если последний день проверки выпадает на нерабочий (праздничный) день, то завершающим днем является предшествующая выходному дата.

Лица, уполномоченные осуществлять внутреннюю проверку, вправе потребовать объяснительные записки со всех членов коллектива, если вторые владеют какой-либо информацией, имеющей отношение к нарушению регламента организации.

Проверяющий может выезжать на место инцидента для сбора информации. Уполномоченное лицо вправе:

  • Выдвигать предложения об отстранении от службы работника, в отношении которого проводилось расследование.
  • Требовать нужную документацию и осуществлять запросы в необходимые органы и инстанции.
  • Использовать в процессе сбора данных базу данных МВД.
  • Проводить ревизии внутри структурного подразделения, где было выявлено нарушение.
  • Подготавливать копии необходимых бумаг для максимальной точности и объективной картины происшедшего.
  • Использовать любые технические средства для копирования, сбора, документирования и систематизации необходимой документации.
  • Направлять сотрудника, в отношении которого проводилась проверка на психофизиологическое обследование.
  • Обеспечивать конфиденциальность полученных данных во время всей проведенной работы. К расследованию могут быть привлечены специалисты и работники других служб и ведомств.
  • Сотрудник, ответственный за проверку, вправе ходатайствовать перед руководством о привлечении специалистов, имеющих физико-технические, научные знания для осуществления полномасштабных консультаций.

Какая ведется работа с персоналом?

Лицо, осуществляющее проверку, обязано обеспечить соблюдение всех прав работника, в отношении которого проводится внутренняя проверка. Если в процессе проведения проверки поступит какая-либо жалоба или заявление, проверяющий сотрудник обязан принять их под расписку и направить руководству организации.

Если будет допущено какое-либо вмешательство в работу сотрудника, проводящего проверку, он должен известить об этом вышестоящее руководство.

Работа и расследование с трудящимися ОВД и МВД проводится на принципах доверительной коллегиальности. Работнику могут предложить написать подробную объяснительную записку, в которой он вправе изложить свое видение сложившейся ситуации.

Для человека это хорошая возможность пояснить все детали, которые послужили причиной совершение дисциплинарного проступка.

Однако в некоторых ситуациях по неизвестным причинам сотрудники отказываются давать какие-либо пояснения. В подобных случаях формируется акт по факту отказа дачи письменных объяснений. Документ визируют три члена коллектива.

Вынесение заключения

По завершению проверочных мероприятий изготавливается заключение проверки. Документ состоит из вводной, описательной и резолютивной частей.

Вводная часть состоит из следующих реквизитов:

  • Указание звания, должности, ФИО сотрудника, который уполномочен проводить проверку, либо члены комиссии.
  • Персональные данные проверяемого лица (ФИО, дата и место рождения, уровень образования, рабочий стаж, количество наград и взысканий, наличие или отсутствие неснятых дисциплинарных санкций).

В описательной части указывается следующая информация:

  • Основания для проведения проверки.
  • Объяснения сотрудника, который совершил нарушение.
  • Факт нарушения.
  • Обстоятельства и последствия проступка.
  • Наличие или отсутствие обстоятельств, обозначенных в статье 29 ФЗ № 3.
  • Факты, выявленные в процессе проверки.
  • Отягчающие и смягчающие обстоятельства.
  • Прочих факты, которые имеют отношение к делу.

В резолютивную часть заключения заносятся предложения о наказании сотрудника (назначение служащему дисциплинарных или других мер ответственности), выводы об условиях и причинах совершения им проступка, а также рекомендации по оказанию работнику психологической и социальной помощи.

Работник, в отношении которого было проведено внутреннее расследование, должен быть ознакомлен с заключением под личную подпись. Также ему будет вручен один экземпляр документа, а второй ответственные лица приобщат к личному делу.

Порядок проведения в МВД служебной проверки

Основанием для поведения служебных проверок в МВД является необходимость установления обстоятельств и причин совершенного дисциплинарного нарушения сотрудником.

Процедуру может инициировать работник по письменному заявлению.

Распорядительный документ на проведение проверки визируется ответственными лицами. Также может быть оформлен отдельный акт, на котором проставляется дата и регистрационный номер документа.

Распорядительный документ о назначении проверок содержит следующие данные:

  • Основания для назначения и осуществления процедуры.
  • Дата проведения.
  • Состав членов комиссионного совета.

В составе комиссиидолжно быть не менее трех работников. Сотрудники должны быть грамотными и владеть опытом. Назначение на проверку служащего выдается с учетом присвоенного звания и занимаемой должности работника, в отношении которого она инициирована.

Подводя итоги, отметим, что проведение служебных проверок является необходимым мероприятием для устранения нарушений и выявления виновных лиц.

Не нашли ответ на свой вопрос в статье или есть дополнительный вопрос? Задайте его юристуна сайте и получите развернутую консультацию уже через 15 минут

Источник: https://zen.yandex.ru/media/vzapase_expert/slujebnaia-proverka-v-otnoshenii-sotrudnika-policii-5d00005bb4d2c400ae2612ee

Служебная проверка в организации : полномочия работодателя

Роль служебных проверок

Н.И. Тимофеев, А.М. Ильина  

в номере: Кадры предприятия N2 / 2004

ПОНЯТИЕ СЛУЖЕБНОЙ ПРОВЕРКИ В каждой организации рано или поздно возникают ситуации, когда работодатель вынужден принимать управленческие решения, негативным образом отражающиеся на отдельных работниках.

Речь идет, в частности, о привлечении работников к дисциплинарной или материальной ответственности, увольнении работников по некоторым предусмотренным Трудовым кодексом РФ и другими федеральными законами основаниям и других подобных ситуациях.

Заметим, что в число таких работников могут попадать и руководители организаций.

Издание подобных распорядительных актов (приказов или распоряжений), оформляющих указанные решения работодателя, как следует из положений трудового законодательства, должно базироваться на установлении соответствующих фактических обстоятельств, с одной стороны, предопределяемых каждый раз непосредственно самой конкретной ситуацией, а, с другой, – оцениваемых с применением некоторых общих подходов.

Именно этой цели, то есть установлению совокупности фактических обстоятельств, предшествующему принятию работодателем того или иного решения, и служит так называемый “институт служебной проверки”.

Уточним, что единого порядка проведения служебных проверок в организациях ни Трудовым кодексом РФ, ни каким-либо другим общезначимым нормативным актом федерального уровня не установлено. К тому же сам термин “служебная проверка” законодательно закреплен лишь в нормативных актах, регулирующих прохождение отдельных видов государственной службы.

Тем не менее, в ряде достаточно крупных организаций со значительной численностью работающего в ней персонала применяются локальные нормативные акты, регламентирующие порядок проведения служебных проверок.

При этом нередко должностные лица, в первую очередь, из числа административно-управленческого персонала организации, сталкиваясь с необходимостью установления тех или иных обстоятельств (например, обстоятельств совершения работником дисциплинарного проступка), фактически проводят служебные проверки, не соотнося свои действия с нормами законодательства (без надлежащего документального оформления, используя недопустимое вторжение в частную жизнь работников и т.п.).

Наконец, нельзя не отметить и то обстоятельство, что результаты правильно проведенной служебной проверки, оформленные соответствующим образом, могут стать дополнительным доказательством правомерности действий работодателя в случае возникновения трудового спора.

В этой связи рассмотрим в общем виде некоторые вопросы, которые, как представляется, не следует оставлять без внимания работодателю при проведении служебных проверок.

Вопросы, связанные с расследованием несчастных случаев на производстве, регулирование которых осуществляется в соответствии со статьями 227 – 231 Трудового кодекса РФ и Федеральным законом от 24.07.

1998 N 125-ФЗ “Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний”, в рамках данной статьи не рассматриваются.

ОБСТОЯТЕЛЬСТВА, ВЛЕКУЩИЕ НЕОБХОДИМОСТЬ ПРОВЕДЕНИЯ СЛУЖЕБНОЙ ПРОВЕРКИ

К числу таких обстоятельств (случаев), по нашему мнению, можно отнести следующие: 1. Совершение работником дисциплинарного проступка (статьи 192, 193, 195 Трудового кодекса РФ).

При принятии решения о необходимости проведения служебной проверки работодателю, в первую очередь, нужно исходить как из характера совершенного проступка, так и из тех негативных последствий (в том числе материальных), которые возникли или могут возникнуть в связи с этим.

Также следует иметь в виду и то, какой именно вид дисциплинарного взыскания (увольнение, выговор или замечание) может быть применен к виновному работнику.

Например, проводить служебную проверку, конечно же, необходимо в случаях, когда речь может идти об увольнении по одному из оснований, предусмотренных статьей 81 Кодекса 1) по пункту 5 – за неоднократное неисполнение работником без уважительных причин трудовых обязанностей, если он имеет дисциплинарное взыскание;

2) пункту 6 – за однократное грубое нарушение работником трудовых обязанностей, к числу которых относятся:

  • прогул (подпункт “а”);
  • появление на работе в состоянии алкогольного, наркотического или иного токсического опьянения (подпункт “б”);
  • разглашение охраняемой законом тайны (государственной, коммерческой, служебной и иной), ставшей известной работнику в связи с исполнением им трудовых обязанностей (подпункт “в”);
  • совершение по месту работы хищения (в том числе мелкого) чужого имущества, растраты, умышленного его уничтожения или повреждения, установленных вступившим в законную силу приговором суда или постановлением органа, уполномоченного на применение административных взысканий (подпункт “г”);
  • нарушение работником требований по охране труда, если это нарушение повлекло за собой тяжкие последствия (несчастный случай на производстве, авария, катастрофа) либо заведомо создавало реальную угрозу наступления таких последствий (подпункт “д”);

3) пункту 10 – за однократное грубое нарушение руководителем организации (филиала, представительства), его заместителями своих трудовых обязанностей. 2. Привлечение работника к материальной ответственности (статьи 232, 233, 238 – 250 Трудового кодекса РФ).

Следует отметить, что в случае, если работник привлекается к материальной ответственности по результатам инвентаризации (плановой или внеплановой), проводить дополнительно служебную проверку представляется нецелесообразным, поскольку, как правило, инвентаризационная комиссия в процессе проверки выявляет и оценивает все необходимые факты и обстоятельства. Попутно укажем также, что основным нормативным актом, определяющим общий порядок проведения в организациях инвентаризации, являются Методические указания по инвентаризации имущества и финансовых обязательств, утвержденные приказом Минфина России от 13.06.1995 N 49.

В частности, как следует из пунктов 2.2 и 2.3 Методических указаний, для проведения инвентаризации в организации создается постоянно действующая инвентаризационная комиссия; при большом объеме работ для одновременного проведения инвентаризации имущества и финансовых обязательств создаются рабочие инвентаризационные комиссии; персональный состав постоянно действующих и рабочих инвентаризационных комиссий утверждает руководитель организации.

3. Совершение работником деяния, влекущего возможность его увольнения с работы по определенным основаниям. Такие основания предусмотрены:

  • пунктом 7 статьи 81 Трудового кодекса РФ – совершение виновных действий работником, непосредственно обслуживающим денежные или товарные ценности, если эти действия дают основание для утраты доверия к нему со стороны работодателя;
  • пунктом 8 статьи 81 Трудового кодекса РФ – совершение работником, выполняющим воспитательные функции, аморального проступка, несовместимого с продолжением данной работы;
  • пунктом 9 статьи 81 Трудового кодекса РФ – принятие необоснованного решения руководителем организации (филиала, представительства), его заместителями и главным бухгалтером, повлекшего за собой нарушение сохранности имущества, неправомерное его использование или иной ущерб имуществу организации;
  • пунктом 11 статьи 81 Трудового кодекса РФ – представление работником работодателю подложных документов или заведомо ложных сведений при заключении трудового договора;

Источник: https://www.eos.ru/eos_delopr/eos_delopr_intesting/107/15038/

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.