Сервитут порядок установления и прекращения

Содержание

Вопрос 35. Понятие и виды сервитутов. Основания возникновения и прекращения сервитута. Установление сервитута в отношении земельного участка, находящегося в гос-ой или муниц-ой собственности

Сервитут порядок установления и прекращения

Согласно ст.1 ФЗ-122 от 21.07.1997 Сервитут – право ограниченного пользования чужим объектом недвижимого имущества (например, для прохода, прокладки коммуникаций и иных нужд, которые не могут быть обеспечены без установления сервитута.)

Для собственника недвижимого имущества, в отношении прав которого установлен сервитут, последний выступает в качестве обременения.

Частный сервитут —сервитут устанавливаемый по соглашению между лицом, требующим установления сервитута и собственником соседнего земельного участка.

-Срочный сервитут —сервитут, устанавливаемый на определенный срок.

-Постоянный «бессрочный сервитут» —сервитут, срок установления которого не определен, либо связан с условием отмены нормативного акта или договора, установившего такой сервитут.

Основанием установления частного сервитута является соглашение между лицом, требующим установления сервитута, и собственником соседнего участка. В случае не достижения соглашения об установлении или условиях частного сервитута спорт разрешается судом по иску лица, требующего установления частного сервитута.

Частные лесные сервитуты могут устанавливаться на основании договора, актов государственных органов и актов органов местного самоуправления, а также судебных решений.

Частные водные сервитуты могут устанавливаться в силу договора, а также и на основании судебного решения.

Публичный сервитут —сервитут, устанавливаемый законом или иными нормативно-правовым и актами РФ, или органом местного самоуправления в случаях, если это необходимо для обеспечения интересов государства, местного самоуправления или местного населения, без изъятия земельного участка, с учетом результатов общественных слушаний (опросов).

Основанием для принятия решения об установлении публичного сервитута является подача в орган государственной власти Российской Федерации, орган государственной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления, далее «Уполномоченный орган», соответствующего заявления заинтересованным лицом, с приложением документа (материалы публичных слушаний), подтверждающего согласие организации или граждан (общественности), чьи интересы ограничиваются установлением испрашиваемого сервитута. К заявлению может прилагаться кадастровый паспорт, земельного участка.

По требованию собственника земельного участка, обремененного сервитутом, сервитут может быть прекращен ввиду отпадения оснований, по которым он был установлен.

Основания прекращения сервитута является:

Гибель недвижимости объекта сервитутного права (например: пересыхание источника воды).

Изъятие служебного участка для государственных или муниципальных
нужд в порядке, предусмотренном в ч. 1 п. ст.239 ГК РФ.

Выкупа земельного участка

Одностороннего отказа лица (сервитуария) в пользу которого установлен сервитут от права ограниченного пользования чужим земельным участком (сервитута)

Расторжение соглашения об установлении сервитута.

Обременение земельного участка сервитутом не лишает собственника участка прав владения, пользования и распоряжения этим участком.

Согласно статье 39.23 Земельного кодекса РФ соглашение об установлении сервитута в отношении земельного участка, находящегося в государственной собственности, заключается в случаях, установленных гражданским законодательством, Земельным кодексом РФ, другими федеральными законами. Так соглашение заключается в следующих случаях:

размещение линейных объектов, сооружений связи, специальных информационных знаков и защитных сооружений, не препятствующих разрешенному использованию земельного участка;

проведение изыскательских работ;

ведение работ, связанных с пользованием недрами.

1.

В случае, если находящийся в государственной или муниципальной собственности земельный участок предоставлен в постоянное (бессрочное) пользование, пожизненное наследуемое владение либо в аренду или безвозмездное пользование на срок более чем один год, соглашение об установлении сервитута заключают землепользователь, землевладелец, арендатор земельного участка. При этом согласие в письменной форме уполномоченного органа на заключение такого соглашения не требуется, если настоящей статьей или договором аренды либо договором безвозмездного пользования не предусмотрено иное.

2.

В случае, если находящийся в государственной или муниципальной собственности земельный участок предоставлен в постоянное (бессрочное) пользование или в аренду государственному или муниципальному унитарному предприятию, государственному или муниципальному учреждению, соглашение об установлении сервитута заключается при наличии согласия в письменной форме федерального органа исполнительной власти, органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, органа местного самоуправления, в ведении которых находятся эти предприятие, учреждение, организация.

3. Землепользователь, землевладелец, арендатор земельного участка, заключившие соглашение об установлении сервитута в отношении такого земельного участка, в течение десяти дней со дня заключения указанного соглашения обязаны направить в уполномоченный орган уведомление о заключении указанного соглашения.

4. Арендатор или землепользователь, которому земельный участок предоставлен на праве безвозмездного пользования, вправе заключать соглашение об установлении сервитута на срок, не превышающий срока действия договора аренды земельного участка или договора безвозмездного пользования земельным участком.

5. Со дня досрочного расторжения договора аренды земельного участка или договора безвозмездного пользования земельным участком действие заключенного арендатором или землепользователем соглашения об установлении сервитута в отношении такого земельного участка прекращается.

Статья 39.25 содержит требования, необходимые для заключения соглашения об установлении сервитута в отношении земельного участка. Так, соглашение должно содержать:

1) кадастровый номер земельного участка, в отношении которого предполагается установить сервитут;

2) учетный номер части земельного участка, применительно к которой устанавливается сервитут, за исключением случая установления сервитута в отношении всего земельного участка или случая, предусмотренного пунктом 4;

3) сведения о сторонах соглашения;

4) цели и основания установления сервитута;

5) срок действия сервитута;

6) размер платы, определяемой в соответствии с пунктом 2;

7) права лица, в интересах которого установлен сервитут, осуществлять деятельность, в целях обеспечения которой установлен сервитут;

8) обязанность лица, в интересах которого установлен сервитут, вносить плату по соглашению;

9) обязанность лица, в интересах которого установлен сервитут, после прекращения действия сервитута привести земельный участок в состояние, пригодное для его использования в соответствии с разрешенным использованием.

Также с 01.03.2015 г. Земельным кодексом РФ в п. 3, ч. 4, ст. 35 установлено, что отчуждение здания, сооружения, находящихся на земельном участке и принадлежащих одному лицу, проводится вместе с земельным участком, за исключением отчуждения сооружения, которое расположено на земельном участке на условиях сервитута.

Источник: https://infopedia.su/15x2cc6.html

Прекращение сервитута в 2019 году, основания и порядок прекращения, споры, связанные с установлением, исковое заявление на прекращение сервитута | Земельный эксперт

Сервитут порядок установления и прекращения

В ст. 276 главы 17 Гражданского кодекса РФ указаны ситуации, при которых сервитут на земельный участок оканчивается.

Основания прекращения сервитута по общему правилу могут быть следующими:

  • Отпали обстоятельства, на основании которых сервитут устанавливался.
  • Невозможность эксплуатации земли по ее прямому (целевому) назначению после установки сервитута.

Процедура прекращения сервитута проходит обязательную регистрацию в Росреестре.

Как известно, публичный сервитут назначается при наличии оснований ст. 23 ЗК РФ для соблюдения интересов государства или муниципалитета без изъятия частного владения. Органы власти издают соответствующее распоряжение, и обременение оформляется без согласия собственника земли.

Внимание. Если у вас возникнут вопросы, можете бесплатно проконсультироваться с юристом по телефону: 8 800 350-83-46 по все России. Звонки принимаются круглосуточно.

Данный вид сервитута рассматривается для организации перемещения через земельный участок, для прокладывания коммуникаций, межевания, с целью обеспечения прохода к прибрежной полосе и в других случаях. Если необходимость в данных мероприятиях пропала, то оканчивается и сервитут. Чаще всего это происходит по обоюдному согласию между участниками отношений.

В свою очередь, частный сервитут назначается по соглашению участников, и обычно это связано с организацией прохода на соседний участок, проведением водопровода или монтажом линии электропередач. В данном случае сервитут прекращается после того, как все необходимые работы выполнены или необходимость в проезде по соседнему массиву отпала.

Прекращение данных правоотношений производится в судебном порядке, если условия их назначения не соблюдаются или мешают организации необходимых действий. К примеру, прокладка водопровода на участке привела к излишнему увлажнению почвы и участок, предназначенный для сельскохозяйственной деятельности, больше не может быть использован по специальному назначению.

Законных положений о прекращении земельного сервитута в пользу лица, для которого он был назначен, не предусмотрено, однако, такие варианты все же существуют:

  • если этот гражданин сам принял решение об отказе от таких правоотношений;
  • по причине гибели предмета обременения, к примеру, территория была затоплена или погублена пожаром;
  • в результате отчуждения площади, обремененной сервитутом в отношении его носителя.

Порядок прекращения права сервитута на земельный участок

В зависимости от конкретной ситуации законодательством предусмотрены этапы прекращения действия сервитута. Если данное право заканчивается в связи с договоренностью между участниками правоотношений, то процедура состоит из следующих этапов:

  1. Собственник земли направляет субъекту сервитута требование о прекращении его действия.
  2. Подписывается совместное соглашение об окончании действия такого права.
  3. Данный документ подается в Росреестр, где и производится официальная регистрация завершения сервитута.

В том случае, если прекращение права осуществляется в судебном порядке, то на начальной стадии владелец участка имеет право обратиться в суд и подать заявление о расторжении сервитута по причине невозможности использования своего участка по целевому назначению. Посмотреть и скачать можно здесь: [Исковое заявление о расторжении сервитута]. На основании судебного решения уже и проводится регистрация в Росреестре.

Для проведения данной процедуры потребуется не менее месяца, поскольку именно это время необходимо для регистрации изменений.

Список документов

Для прекращения действия сервитута, могут потребоваться следующие бумаги:

  • личные документы собственника земельного участка;
  • технические документы на землю;
  • правоустанавливающие бумаги на участок;
  • договор о сервитуте;
  • документы, являющиеся основанием для прекращения сервитута: судебное решение, соглашение между участниками, постановление местного органа власти;
  • заключение экспертов о состоянии земли.

Все споры, связанные с прекращением сервитута, решаются исключительно в судебном порядке, поэтому дополнительно потребуется квитанция об уплате госпошлины.

Последствия прекращения сервитута на земельный участок

В результате оформления процедуры собственник земельного участка, который был обременен сервитутом, теряет право на получение платы за услугу, если таковая была установлена.

В свою очередь, лица, переставшие обладать правом ограниченного пользования, больше не могут использовать чужой земельный участок для удовлетворения своих потребностей.

Вернуть сервитут возможно, но лишь в ряде случаев. К примеру, это может произойти при повторном появлении оснований для его назначения или в случае возникновения новых причин.

Исключением являются ситуации, когда вопрос о прекращении решался в судебном порядке, и установка сервитута на участок привела к значительному ухудшению его состояния. Кроме того, повторный сервитут исключается, если он не дает возможности эксплуатировать землю по ее целевому назначению.

Пример по прекращению сервитута на земельный участок

Представитель администрации Новосибирской области в прошлом году организовал замену водопроводных труб на территории дачного поселка, о чем издал соответствующее постановление.

На основании документа в одностороннем порядке был установлен сервитут на все земельные участки, через которые данный водопровод прокладывался. Срок сервитута ограничивался тремя месяцами, которые требовались для исполнения необходимых работ.

Установленный период прошел, а все, что сделала компания, взявшая на себя выполнение тендера, так это выкопала ямы на землях граждан. Администрация области вынуждена была обратиться в судебные инстанции с претензией к действиям подрядчика и искать нового исполнителя.

Данные процедуры также заняли немало времени. В результате, жители дачного поселка собрали необходимые подписи и обратились в суд с иском, в рамках которого требовали обязать административный ресурс решить вопрос в ближайшее время.
По данному заявлению было вынесено положительное решение и через месяц водопровод был проложен, а сервитут прекращен.

Заключение

В итоге можно сделать несколько выводов:

  1. Земельный сервитут устанавливается на различные участки с целью организации их использования без изъятия у собственника.
  2. Прекращение права ограниченного пользования чужим участком может быть выполнено в нескольких случаях, оговоренных в законодательстве РФ.
  3. Порядок окончания действия данного права зависит от того, каким образом процедура осуществляется: по согласию между участниками или в судебном порядке.
  4. В результате прекращения сервитута каждая из сторон лишается определенных преимуществ: владелец участка – платы за использование земли, а пользователь сервитута – правом эксплуатации части земельной зоны.
  5. Права на сервитут могут быть восстановлены, но это зависит от конкретной ситуации.

Список законов

  • Статья 276 ГК РФ
  • Статья 23 ЗК РФ

Образцы заявлений и бланков

Вам понадобятся следующие образцы документов:

  • Исковое заявление о расторжении сервитута

Наиболее популярные вопросы и ответы на них по прекращению сервитута на земельный участок

Вопрос: Здравствуйте, меня зовут Леонид. Я имею в своем распоряжении земельный участок, который располагается рядом с рекой. Выше моего надела имеется другой участок.

Чтобы решить вопрос орошения, мы заключили с соседом договор о частном сервитуте, который давал ему право на создание с левой части моей территории оросительную систему для поливки своей площади.

Взамен я получал незначительную плату.

Через некоторое время я заметил, что земля на моем участке стала сырой и посадить что-либо теперь достаточно сложно. Более того, стали гнить посаженные там овощи. Я предложил соседу расторгнуть соглашение, однако, он не согласился, потому что для него сервитут был решением серьезной проблемы.

Подскажите, что мне делать в сложившейся ситуации и могу ли я расторгнуть соглашение о сервитуте в одностороннем порядке? Требуется ли регистрация?

Ответ: Уважаемый Леонид, в Вашей ситуации разрешить проблему можно только путем прекращения действия сервитута при помощи подачи искового заявления.

В судебной практике существует много похожих случаев, поэтому от Вас потребуется подготовить официальный иск и направить его в суд общей юрисдикции. Такое решение вопроса предусмотрено ст. 276 ГК РФ.

Если Вы докажите правомерность своей претензии путем предоставления официальных документов, заключений экспертов, фотографии, то судья пойдет навстречу и примет решение в Вашу пользу.

На основании судебного решения вы сможете обратиться в Росреестр и зарегистрировать прекращение сервитута. Данная процедура является обязательной.

Вам будут полезны следующие статьи:

Внимание. Если у вас возникнут вопросы, можете бесплатно проконсультироваться с юристом по телефону: 8 800 350-83-46 по все России. Звонки принимаются круглосуточно.

Источник: http://zk-expert.ru/prava-na-zemlyu/prekrashhenie-prav-na-zemlyu/prekrashhenie-servituta-na-zemelnyj-uchastok/

Статья 32. Порядок установления и прекращения публичных сервитутов на территории муниципального образования | ГАРАНТ

Сервитут порядок установления и прекращения

Статья 32. Порядок установления и прекращения публичных сервитутов на территории муниципального образования

1. Публичный сервитут – право ограниченного пользования чужим земельным участком, возникающее на основании нормативно-правового акта органа государственной власти или органа местного самоуправления и обеспечивающее интересы Российской Федерации, местного самоуправления или местного населения.

2. Могут устанавливаться публичные сервитуты для:

1) прохода или проезда через земельный участок;

2) использования земельного участка в целях ремонта коммунальных, инженерных, электрических и других линий и сетей, а также объектов транспортной инфраструктуры;

3) размещения на земельном участке межевых и геодезических знаков и подъездов к ним;

4) проведения дренажных работ на земельном участке;

5) забора воды и водопоя;

6) прогона сельскохозяйственных животных через земельный участок;

7) сенокошения, выпаса сельскохозяйственных животных в установленном порядке на земельных участках в сроки, продолжительность которых соответствует местным условиям и обычаям;

8) использования земельного участка в целях охоты и рыболовства;

9) временного пользования земельным участком в целях проведения изыскательских, исследовательских и других работ;

10) свободного доступа к прибрежной полосе.

3. Установление публичного сервитута осуществляется с учётом результатов публичных слушаний.

4. Сервитут может быть срочным и постоянным.

5. Инициаторами установления (прекращения) публичного сервитута могут быть физические и юридические лица, органы государственной власти и местного самоуправления.

Инициатор установления публичного сервитута подаёт в уполномоченный в области архитектуры и градостроительства орган местного самоуправления заявление об установлении публичного сервитута, в котором указываются:

– местонахождение земельного участка, в отношении которого устанавливается публичный сервитут;

– сведения о собственнике (землевладельце, землепользователе) данного земельного участка;

– сведения об инициаторе установления публичного сервитута;

– содержание публичного сервитута;

– обоснование необходимости установления публичного сервитута;

– ситуационный план и сфера действия публичного сервитута;

– срок действия публичного сервитута или указание на его бессрочность.

6.

Уполномоченный в области архитектуры и градостроительства орган местного самоуправления в течение 5-ти дней рассматривает заявление об установлении (прекращении) публичного сервитута, выявляет необходимость проведения Комиссией по землепользованию и застройке публичных слушаний по вопросу об установлении (прекращении) публичного сервитута и направляет заявление, указанное в абзац 2 ч. 5 настоящей статьи, главе администрации. Глава администрации, не позднее следующего дня с момента поступления заявления, принимает решение о проведении публичных слушаний по вопросу об установлении (прекращении) публичного сервитута.

Уполномоченное в области архитектуры и градостроительства подразделение администрации имеет право отказать инициатору в дальнейшем рассмотрении заявления в случае признания необоснованности установления (прекращения) публичного сервитута. Данное решение может быть обжаловано инициатором установления (прекращения) публичного сервитута в судебном порядке.

7. Публичные слушания по вопросу об установлении (прекращении) публичного сервитута проводятся в соответствии со статьёй 31 настоящих Правил застройки.

8. На основании заключения о результатах публичных слушаний по вопросу об установлении (прекращении) публичного сервитута Комиссия осуществляет подготовку рекомендаций по установлению (прекращению) публичного сервитута либо по отказу в установлении (прекращении) публичного сервитута и направляет их, не позднее следующего дня после подготовки, главе администрации.

9. Глава в течение 3-х дней со дня поступления указанных в части 8 настоящей статьи рекомендаций принимает постановление об установлении (прекращении) публичного сервитута или об отказе в установлении (прекращении) публичного сервитута с указанием причин отказа.

В постановлении об установлении публичного сервитута должно быть указано:

– местонахождение земельного участка, в отношении которого устанавливается публичный сервитут;

– кадастровый план земельного участка (или проект границ земельного участка);

– сведения о собственнике (землевладельце, землепользователе) данного земельного участка;

– сведения об инициаторе установления публичного сервитута;

– содержание публичного сервитута;

– сфера действия публичного сервитута;

– срок действия публичного сервитута или указание на его бессрочность;

– размер платы собственнику земельного участка, в отношении которого устанавливается публичный сервитут, или указание на бесплатность его установления.

10. Публичный сервитут (его прекращение) подлежит государственной регистрации в соответствии с Федеральным законом “О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним”. Сервитут возникает (прекращается) с момента такой регистрации.

Государственная регистрация публичного сервитута (его прекращения) производится на основании заявления собственника земельного участка, который обременяется (обременён) сервитутом.

В случае, если данный собственник земельного участка уклоняется от осуществления действий по государственной регистрации сервитута (его прекращения), инициатор установления (прекращения) публичного сервитута вправе обратиться в суд с требованием о регистрации публичного сервитута (его прекращения).

Оплата государственной регистрации публичного сервитута (его прекращения) производится за счёт инициатора установления (прекращения) публичного сервитута.

11. Срочный публичный сервитут прекращается по истечении срока его действия, определённого постановлением главы согласно части 9 настоящей статьи.

Принятие отдельного нормативного правового акта о прекращении действия срочного публичного сервитута не требуется.

12. Бессрочный публичный сервитут прекращается в случае отсутствия интересов Российской Федерации, местного самоуправления или местного населения, в целях, обеспечения которых он был установлен. Бессрочный публичный сервитут прекращается в порядке, определённом частями 5 – 10 настоящей статьи, с учётом особенностей, установленных настоящей частью.

Инициатор прекращения публичного сервитута подаёт в уполномоченное в области архитектуры и градостроительства подразделение администрации заявление о прекращении публичного сервитута, в котором указываются:

– местонахождение земельного участка, в отношении которого установлен публичный сервитут;

– кадастровый план земельного участка (или проект границ земельного участка);

– реквизиты постановления главы администрации об установлении публичного сервитута;

– сведения о собственнике (землевладельце, землепользователе) земельного участка, обременённого публичным сервитутом;

– сведения об инициаторе установления публичного сервитута;

– сведения об инициаторе прекращения публичного сервитута;

– содержание публичного сервитута;

– обоснование необходимости прекращения публичного сервитута;

– сфера действия публичного сервитута;

– указание на бессрочность публичного сервитута.

В постановлении главы о прекращении публичного сервитута (ч. 9 настоящей статьи) должно быть указано:

– местонахождение земельного участка, в отношении которого установлен публичный сервитут;

– кадастровый план земельного участка (или проект границ земельного участка);

– реквизиты постановления главы сельсовета об установлении публичного сервитута;

– сведения о собственнике (землевладельце, землепользователе) земельного участка, обременённого публичным сервитутом;

– сведения об инициаторе установления публичного сервитута;

– сведения об инициаторе прекращения публичного сервитута;

– содержание публичного сервитута;

– сфера действия публичного сервитута;

– указание на бессрочность публичного сервитута;

– решение о прекращении действия публичного сервитута.

13. Осуществление публичного сервитута должно быть наименее обременительным для земельного участка, в отношении которого он установлен.

14. Если установление публичного сервитута приводит к существенным затруднениям в использовании земельного участка, его собственник вправе требовать от администрации соразмерную плату за него. Вопросы о платности публичного сервитута, размере платы и другие подобные вопросы рассматриваются при проведении публичных слушаний об установлении публичного сервитута.

15. Если установление публичного сервитута приводит к невозможности использования земельного участка, собственник земельного участка (землевладелец, землепользователь) вправе требовать изъятия, в том числе путем выкупа, у него данного земельного участка с возмещением администрацией убытков или предоставления равноценного земельного участка с возмещением убытков.

16. Лица, права и законные интересы которых затрагиваются установлением публичного сервитута, могут осуществлять защиту своих прав в судебном порядке.

Источник: https://base.garant.ru/24166712/55b3db6c95a3a008fe06e0d62779f7bb/

Сервитут на земельный участок и особенности его установления

Сервитут порядок установления и прекращения

Сервитутом земельного участка следует считать установленное на рассматриваемый участок обременение, целью которого станет обеспечение нормального функционирования расположенных рядом территорий.

Сервитут земельного участка часто приходит на помощь в том случае, если по каким-то причинам невозможно в полном объёме эксплуатировать своё недвижимое имущество.

В этом случае наиболее распространённым вариантом станет наложение сервитута на соседний участок, например, чтобы обеспечить проезд.

Что такое сервитут земельного участка и как он эволюционировал в истории правоприменительной практики?

Что такое сервитут на земельный участок?

Понятие сервитута на земельный участок регулируется двумя крупнейшими нормативными актами в сфере имущественных и земельных правоотношений — Гражданским и Земельным Кодексами Российской Федерации.

В соответствии с положениями этих нормативных актов сервитутом земельного участка следует считать установленное на рассматриваемый участок обременение, целью которого станет обеспечение нормального функционирования расположенных рядом территорий. Т.е. сущность сервитута является правом ограниченного пользования чужим земельным участком.

Однако вся процедура установления обременения земельного участка сервитутом должна осуществляться в соответствии с действующим законодательством и закрепляться либо в форме договора (если речь идёт о частном сервитуте), либо в виде специального Постановления уполномоченного органа власти (если сервитут носит характер публичного).

Исторические формы сервитута

Сервитут как форма использования чужого имущества в своих целях зародился ещё в Древнем Риме и имел классическое закрепление в римском праве.

В соответствии с положениями этой правовой системы вещный сервитут мог распространяться не только на земельный участок, но и на любую чужую вещь, т.е. также практиковалось право пользования чужой вещью.

При этом платы за пользование такой вещью предусмотрено не было.

После того как римское право вместе с Империей перестало существовать, понятие сервитута не прекратило своё действие, а перешло в более поздние правовые системы Франции и Германии, где получило закрепление.

В соответствии с Кодексом Наполеона сервитутом принято было считать особую коммунальную повинность недвижимого имущества с целью обеспечения возможности надлежащего использования другого недвижимого имущества его собственником.

При этом разделение, которое было установлено в видах сервитутов, осуществлялось по трём основаниям — месту его наложения (городские и сельские), наличию внешних признаков (явные и неявные), сроку действия (постоянные или непрерывные и непостоянные, то есть установленные на срок выполнения человеком каких-либо действий).

В германском праве сервитутом также было принято считать обременение чужого имущества для достижения целей нормального функционирования другого имущества. В соответствии с требованиями норм права этой системы выделялись три формы сервитута — положительный и две отрицательных. Положительным сервитутом принято считать предоставление земельного участка для использования в определённых целях.

Первый отрицательный подразумевает невозможность осуществления собственником участка каких-либо действий, которые он мог бы осуществлять в отсутствие обременения. Второй отрицательный сервитут возникает тогда, когда у собственника обременённого земельного участка отбирается возможность как-либо влиять на состояние того участка, в пользу которого установлено обременение.

В истории российского права установление сервитута не было предусмотрено ввиду особенностей исторического развития.

Так, в период дореволюционной России уровень развития земельных правоотношений был настолько низок, что ни о каком сервитуте в его полной мере говорить не приходится.

Что же касается советского периода, то при государственной собственности на земли в сервитуте отпала какая-либо необходимость.

Современные виды сервитута

Земельный Кодекс Российской Федерации установил всего два вида сервитута, которые могут существовать в настоящее время в России. К этим видам следует относить:

  • Частный сервитут;
  • Публичный сервитут.

Частный сервитут подразумевает заключение соглашения об установлении обременения на конкретный земельный участок в интересах других участков, которое заключается между их собственниками без участия государства.

Как правило, заключение такого соглашения должно происходить по обоюдному согласию сторон. В том же случае, если возникли какие-либо спорные моменты, они могут быть разрешены путём судебного рассмотрения дела.

Публичный сервитут устанавливается государством путём вынесения соответствующего Постановления руководителем уполномоченного органа.

Ещё одним вариантом классификации сервитутов будет срок их установления. В соответствии с этим, установленное обременение может подразделяться на:

  • Срочные;
  • Бессрочные (постоянные).

Если говорить о срочных земельных сервитутах, то они, как правило, устанавливаются на ограниченный период, например, на срок выполнения каких-либо работ, которые должны затронуть территорию обременяемого участка. Как только необходимость использования обременённого участка отпадёт, сервитут на землю прекратит своё существование.

Если срок, в течение которого использование чужого участка будет необходимо, не установлен либо имеет размытые очертания, обременение будет считаться бессрочным, но при расчете стоимости такого сервитута срок будет учитываться не более 49 лет с момента установления. Соответственно, при наличии определённых обстоятельств, сервитут может быть отменён раньше, а может быть продлён также на этот срок.

Порядок установления сервитута на земельный участок

Порядок установления и прекращения сервитута регулируется Земельным и Гражданским кодексом РФ. Так как установление сервитута подразумевает под собой наложение ограничений на возможность использования этого участка его собственником, для подтверждения законности такого действия необходимо соблюсти порядок осуществления такой процедуры. В качестве основных этапов следует рассматривать:

  1. Подготовку документов, которые смогут доказать необходимость установления сервитута на конкретный участок на определённых условиях;
  2. Обращение с заявлением об установлении сервитута к собственнику обременяемого участка или в уполномоченный орган власти;
  3. Оценка сервитута с целью установления той суммы, которую инициатору обременения придётся выплатить собственнику участка;
  4. Заключение договора сервитута путём подписания соответствующего соглашения или получение Постановления руководителя уполномоченного органа;
  5. Регистрация заключённого договора в органах Росреестра с целью фиксации установленного сервитута в Едином государственном реестре прав.

Если все этапы были соблюдены, установленный сервитут будет считаться законным.

Важные моменты

Источник: https://zakonguru.com/nedvizhimost/zemelnyj/ispolzovanie-vladenie/pravo/servitut

Сервитут на земельный участок в 2020 году: порядок оформления, документы

Сервитут порядок установления и прекращения

07.12.2018

Сервитут – право ограниченного пользования чужой недвижимостью в личных целях. Понятие частной собственности подразумевает, что владелец может распоряжаться имуществом по своему усмотрению. Однако права обладателей земельных участков могут быть нарушены вынужденными действиями других лиц.

Статья 217 Гражданского кодекса РФ определяет сервитут на земельный участок как вещное право граждан, не входящих в число собственников. Статья 274 ГК РФ регламентирует общие правила установления обременения.

Отличительные особенности сервитута заключаются в следующем:

  1. За владельцем сохраняется право распоряжения (землю можно продать, передать по наследству, подарить, сдать в аренду).
  2. Сведения об обременении вносятся в кадастровые документы.
  3. Хозяин вправе требовать плату за эксплуатацию надела.
  4. Остальные участники сделки не приобретают права собственности.

Если право на землю переходит к другому владельцу, обязательства по обременению не исчезают.В статье 23 Земельного кодекса РФ раскрываются цели, основания, виды и сроки сервитута.

договора использования чужой территории очень похоже на соглашение об аренде. Основное различие между сделками заключается в вынужденном характере сервитута.

Возможность арендовать участок не означает приобретения права на сервитут.

Статьи 39.25 и 39.26 ЗК РФ регламентируют содержимое и порядок оформления документа.

Виды сервитутов

Российское земельное законодательство выделяет два варианта сервитута: публичный и частный. Разделение производится в зависимости от правового значения возникновения договора.
Выделяют следующие различия между видами:

  1. Основанием для регистрации в органах Росреестра публичного договора служат региональные нормативные акты или постановления отдельного муниципалитета. Частное ограничение вводится по добровольному соглашению или по решению суда.
  2. Публичный вариант предполагает безвозмездное использование надела. Частный владелец имеет право на денежную компенсацию.
  3. Процедуры введения и прекращения существенно отличаются.

Публичное обременение осуществляется в интересах большого круга лиц. Частное соглашение заключается между конкретными людьми (организациями).

Когда применяется публичный сервитут

Публичное ограничение предусматривает эксплуатацию земли государственным или муниципальным образованием.

Подробнее о том, как взять в аренду государственную или муниципальную землю.

Основания наложения обременения включают:

  • прокладка коммуникаций (газопровод, ЛЭП);
  • прогон и выпас скота, принадлежащего фермерским и крестьянским хозяйствам;
  • прохождение дороги общего пользования через частную территорию;
  • проведение исследовательских и поисковых работ;
  • строительство общественных объектов;
  • возможность беспрепятственного прохода к источнику воды (береговой зоне);
  • размещение информационных знаков;
  • выполнение дренажных работ.

Договор о публичном использовании участка должен быть обязательно зарегистрирован в Росреестре.
Пользователи общественного сервитута должны соблюдать санитарные нормы, правила пожарной защиты, заботиться о сохранении земли.

Когда необходим частный сервитут

Соглашение об ограниченном использовании участка заключается владельцами смежных наделов.
Установление частного обременения применяется в следующих ситуациях:

  • необходимость проезда или прохода через соседнюю территорию;
  • проведение и ремонт коммуникаций (например, водопровода, электрического кабеля);
  • возведение и ремонт объектов недвижимости;
  • обеспечение иных нужд собственника.

Если владельцы участков не смогут договориться о совместной эксплуатации, то решение будет приниматься в судебном порядке.

Практика показывает, что простой сервитут оформляется по согласию сторон при наличии нескольких обстоятельств:

  • предполагаются незначительные потери от наложенного ограничения;
  • собственникам невыгодно доводить дело до суда;
  • лицо, которому предъявлено требование, получает денежную компенсацию.

Величина выплат определяется размерами предполагаемого ущерба.

Как дополнительно различают сервитуты

Обременение земельного участка можно классифицировать по сроку действия. Срочный договор имеет силу на протяжении определенного периода (к примеру, на время ремонта). Бессрочный сервитут не ограничен временными рамками и является постоянным.

Существует разделение соглашений об эксплуатации земельных территорий по объектам:

  • водный (использование водоемов);
  • лесной (право свободного пребывания в лесах, сбор грибов и ягод).

Кроме того, сервитут предоставляется бесплатно или на возмездной основе.
Чтобы рассчитать размер платежей следует учитывать реальные расходы, интенсивность использования и стоимость утраты выгоды. Если с требованием обременения обращается юридическое лицо, компенсация дополнительно облагается НДС.

Как установить сервитут

Земельный сервитут (все виды) по общим правилам назначается в соответствии с требованием лица о его применении.

Законом определено три способа наложения обременения:

  • по добровольному согласию землепользователей;
  • на основании нормативного акта (федерального или муниципального);
  • по судебному решению.

Одной из причин заключения договора выступает наличие у заявителя права пожизненного владения.

Как налагается публичный сервитут

Требование об установлении порядка эксплуатации землей вправе выдвигать муниципальные органы, организации, садоводческие товарищества (СНТ) и другие группы граждан.

Последовательность назначения публичного сервитута состоит из следующих этапов:

  1. Подача заявления в органы местного самоуправления.
  2. Объявление и проведение подробного публичного слушания.
  3. Принятие решения администрацией муниципального образования.
  4. Подписание нормативного акта.
  5. Регистрация документа в Росреестре.

Действие сервитута начинается после его официального оформления.
Длительность процедуры утверждения обременения определяется административным регламентом региона. Общий срок составляет от трех месяцев до полугода.

Как оформляется частный сервитут

Договор частного обременения – соглашение собственников наделов, имеющих общую границу.
Заключение соглашения проводится по схеме:

  1. Заинтересованные лица договариваются о совместном использовании земли.
  2. Если согласие не достигнуто, инициатор сервитута обращается с иском в суд.
  3. Определяются порядок, сроки и цена эксплуатации участка.
  4. Обременение регистрируется в органах Росреестра.

В договоре отражаются все существенные условия. К составлению документа по желанию участников привлекается нотариус. Если форма соглашения не соблюдена, оно может быть признано недействительным.

Пункты договора включают:

  • личные данные сторон;
  • характеристики объекта (площадь, кадастровый номер, назначение);
  • цели использования;
  • размер земельного участка (если обременение устанавливается на часть территории);
  • срок действия;
  • цена и способ оплаты;
  • порядок эксплуатации надела;
  • обязанности сторон.

Если земля находится в собственности нескольких лиц, в соглашении разграничено участие всех правообладателей.

Какие документы необходимо представить

Сервитут устанавливают на территорию, границы которой зафиксированы документально.
Обратиться в отделение Росреестра может как владелец, так и пользователь спорного участка.

Перечень необходимых бумаг включает:

  • заявление на госрегистрацию;
  • копия удостоверения личности заявителя;
  • документы, подтверждающие право собственности на землю;
  • соглашение владельцев или решение суда;
  • кадастровый план;
  • квитанция оплаченной госпошлины.

При нахождении участка в ипотеке требуется согласие кредитной организации.

образец добровольного соглашения о сервитуте

Когда прекращается действие сервитута

Российское законодательство предусмотрело возможность прекращения сервитута.

Обременение отменяется по следующим причинам:

  • исчезли основания для ограниченного использования земли;
  • участок уничтожен в результате природной или техногенной катастрофы;
  • закончился срок действия договора;
  • изменились условия (заключено новое соглашение);
  • землепользователь отказался от требований.

Для снятия обременения собственнику необходимо обратиться в органы Росреестра с заявлением о погашении договора.

Земельный кодекс РФ (ст. 48) закрепляет дополнительные основания для прекращения публичного сервитута:

  • нарушение целей использования;
  • нанесение ущерба земельным ресурсам;
  • задолженность по внесению установленной платы.

Действие договора можно прекратить в одностороннем порядке или по обоюдному согласию сторон.

Как оспорить наложение сервитута

Установление обременения – сделка, предметом которой выступает пользования объектом недвижимости. Любая сделка оспаривается в судебном порядке.

Собственнику, на имущество которого налагается обременение, следует подготовить исковое заявление. Истец должен доказать, что условия, при которых возникает сервитут, лишают его возможности использования земли в своих целях.

Индивидуальный предприниматель А. обратился в Хостинский районный суд Сочи с иском к частной компании об отмене бессрочного сервитута. Суд выяснил, что через соседние участки проходит подземная сеть водоснабжения. На территории, принадлежащей А., находился инженерный узел. Обслуживание оборудования организацией существенно ограничила использование А. своей собственности.

Проведенная экспертиза показала, что инженерный объект можно переместить на участок, находящийся во владении компании. Судья отменил обременение и обязал фирму выполнить работы по перемещению.

Наложение сервитута подразумевает причинение наименьшего неудобства собственнику. При рассмотрении дела об оспаривании суды стараются добиться соблюдения баланса интересов всех участников соглашения.

Источник: https://lawowner.ru/nedvizhimost/zemlya/servitut

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.