Сервитут земельное право

Понятие сервитута в земельном праве

Сервитут земельное право

Чтобы найти классическое определение сервитута в земельном праве, необходимо обратиться к ГК РФ. На основании п.1 ст.

274 ГК РФ собственник земельного участка может требовать от собственника земельного участка, который находится по соседству, предоставления права ограниченного пользования данным участком, иными словами, сервитута.

При обременении земельного участка сервитутом, собственник участка не лишается прав владения, распоряжения и пользования им. Сервитута помимо этого можно установить, основываясь на интересе и требовании лица, которому предоставили участок на праве пожизненного наследуемого владения, либо на праве постоянного пользования.

Замечание 1

Сервитут может быть сохранен в ситуациях перехода прав на участок, обремененный данным сервитутом, к иному человеку. Но он не может являться самостоятельным предметом купли-продажи, залога, а также его невозможно передать определенным методом лицу, которое не является собственником недвижимого имущества, в целях обеспечения эксплуатации которого сервитут закреплен.

При классификации сервитутов в земельном праве по критерию заинтересованности субъекта, в интересах которого он установлен, выделяют частные и публичные сервитуты. Существует три вида интересов, которые закреплены в ст.23 ЗК РФ, в целях обеспечения которых устанавливается публичный сервитут. Речь идет об интересах государства, местного самоуправления либо местного населения.

Публичный сервитут может быть установлен, для того чтобы пройти или проехать через земельный участок; использовать земельный участок во время осуществления ремонтных работ коммунальных, инженерных, электрических или иных линий и сетей и объектов транспортной инфраструктуры; для того чтобы разместить на земельном участке межевые и геодезические знаки и подъездов к ним; для того чтобы осуществить дренажные работы на земельном участке; осуществить забор или изъятие водных ресурсов или установить водопой; для осуществления прогона сельскохозяйственных животных через земельный участок; осуществить сенокошение, выпас животных при согласованных условиях и сроках; использовать земельный участок для охоты и рыболовства; в целях временного использования участка для осуществления изыскательских работ; для того чтобы обеспечить свободный доступ к прибрежной полосе.

Особенности публичного сервитута

Среди прав собственника земельного участка, который обременен частным сервитутом – запросить соразмерную плату от лица, заинтересованного в сервитуте.

Замечание 2

Но стоит отметить, что соразмерность платы не определена ни в земельном, ни в гражданском законодательстве.

Также один из важных моментов, во время установления частного сервитута: плату может запросить только собственник земельного участка, хотя обременение сервитутом возможно как землевладельца, так и землепользователя. 

Существует ряд гарантий прав собственников земельных участков, землепользователей и землевладельцев. Они отражены в п.7 ст.23 ЗК РФ.

Среди них выделяется право при невозможности эксплуатации участка из-за установления публичного сервитута просить его изъятия за оплату, предусматривающую возмещение убытков органами государственной власти или местного самоуправления, которые установили сервитут или же предоставление равного по ценности земельного участка. Этот момент создает два вопроса.

Первое это то, что данный пункт говорит о том, землевладелец или землепользователь могут потребовать изъятие участка за выкуп.

Фактически эта процедура является одной из разновидностей изъятия земельного участка на государственные и муниципальные нужды, так как установление публичного сервитута возможно только для публично-государственных или муниципальных целей. Помимо этого ст. 49 ЗК РФ предполагает установление других оснований для изъятия участка федеральными законами.

Речь идет об ЗК РФ. Но в п.3 ст.55 ЗК РФ упоминается о выкупе земельного участка у собственника для осуществления государственных и муниципальных нужд. Другая процедура подразумевает прекращение прав владения и использования земельного участка.

Замечание 3

Это является достаточно логичным, если взять во внимание, что в качестве собственника земельного участка, который находится у гражданина или юридического лица на праве землевладения или землепользования выступает Российская Федерация, субъект РФ или орган местного самоуправления.

Второй вопрос заключается в трудностях, связанных с выполнением требования землепользователя или землевладельца о предоставлении одинакового по цене земельного участка, из-за того, что в п.1 и 2 ст.20 и п.1 ст.

21 ЗК РФ говорится о запрете на предоставление земельного участка на описанных ограниченных вещных правах. Поэтому данная норма подлежит ограничительному толкованию: согласно п.7 ст.

23 ЗК РФ исключительно собственник земельного участка может потребовать предоставление участка, для землепользователя и землевладельца же возможно только получения возмещения убытков.

Другой важной гарантией права собственника земельного участка является гарантия, отраженная в п.7 ст.23 ЗК РФ. Суть ее состоит в том, что если при установлении публичного сервитута начинаются существенные затруднения в эксплуатации земельного участка, то собственник может потребовать от органа, который установил сервитут выплату соразмерной платы.

Опиши задание

Замечание 4

Важно отметить, что в законе нет никаких замечаний касаемо существенных затруднений при частном сервитуте. Существенные затруднения имеют оценочный окрас и не имеют четкого определения относительно рассматриваемой картины в земельном и гражданском законодательстве.

П.1 ст. 451 ГК РФ указывает только на то, что существенные изменения обстоятельств, на которые опирались стороны во время заключения договора, в виде оснований для его изменения или расторжения, если иное не указано в договоре или не подразумевается в его содержании.

Также стоит отметить, что изменение обстоятельств имеет существенный характер, только при условии, что изменения имели настолько большое значение, что если бы стороны могли бы это предугадать, то вообще бы не заключали договор или же в него были бы внесены значительные изменения.

Но такая ситуация практически не применима к публичным сервитутам земельных участков из-за особенностей земельных отношений.

Особенности при установлении и прекращении действия публичного сервитута отражены в Законе «О приватизации». Так, решение об применение публичного сервитута можно принять одновременно с решением об условиях приватизации государственного или муниципального имущества.

Если есть данное решение, то публичный сервитут выступает в качестве существенного условия сделки приватизации.

Другая сторона данного Закона говорит о прекращении публичного сервитута или изменениях его условий при отсутствии государственной или общественной заинтересованности в нем, а также при ситуациях, когда невозможно или затруднительно использовать имущество по его прямому назначению. Об этом говорится в п.7 ст. 31.

Исходя из этого, можно увидеть, что в отличие от положений п.7 ст.

23 ЗК РФ, которые предусматривают право гражданина и юридического лица запросить изъятие у них участка за выкуп в ситуациях, когда не представляется возможным его использование, этот Закон действует согласно в обратной стратегии: предусматривает право запросить прекращение действия непосредственно самого публичного сервитута. Так как установление публичного сервитута в большинстве случаев служит для обеспечения работы коммуникаций, то реализация данной нормы на практике вызывает определенные затруднения.

Основываясь на п.2 ст.23 ЗК РФ, установить публичный сервитут можно во время общественных слушаний.

Замечание 5

Для градостроительного и экологического законодательства свойственно использовать такие понятия, как «публичное слушание» и «общественное обсуждение».

Но важно отметить, что использование публичных земельных сервитутов и осуществление градостроительной деятельности являются иными направлениями общественных отношений.

Поэтому механически применять к ним единую правовую конструкцию не является оправданным и правомерным действием.

Исходя из вышесказанного, можно применить данную процедуру относительно публичных сервитут или создать новую процедуру осуществления данных общественных слушаний, установить юридическую значимость их итогов.

Примеры рассмотрения дел об установлении публичного сервитута

Если не соблюдается процедура общественных слушаний, то это говорит об не установлении публичного сервитута. Юридическое значение отсутствия общественных слушаний, которые предшествуют установке публичного сервитута, из-за отсутствия нормативно-правового регулирования плана их реализации судебная практика неоднозначна. 

Постановление Федерального арбитражного суда Поволжского округа от 10 апреля 2003 г. №Л12-17236/02-С43 говорит, что основываясь на п.2 ст.23 ЗК РФ, установить публичный сервитут можно при учете итогов общественного слушания.

Это просьба не была удовлетворена ответчиком. Если нет определенного плана осуществления данных слушаний, то это не освобождает орган, который установил публичный сервитут, от получения определенным образом мнений общественности относительного данного вопроса.

Материалы дела не содержат документы, которые подтверждают слова ответчика относительно вынесения им постановления в интересах местного населения и ряда предпринимателей, которые занимались торговой деятельностью на территории истца.

В итоге судом установление публичного сервитута признано лишенным законных оснований.

Арбитражный суд Волгоградской области 12 ноября 2003 г. в постановлении №Ф12-3209/03 содержит информацию о том, что администрация г.

Волгограда в виде органа, который принял оспариваемый акт, не предоставила доказательства, которые подтверждают установление публичного сервитута в целях обеспечения интереса государства, местному самоуправлению либо местному населению.

Помимо этого также нет доказательств, которые подтверждают, что публичный сервитут был установлен с учетом итогов общественных слушаний.

Федеральный арбитражный суд Поволжского округа 3 июня 2003 г. внес постановление №А12-10887/02-с6. Согласно данному постановлению, суд вынес решение, что в момент предъявления иска и рассмотрения дела план проведения общественных слушаний не был установлен.

Для того чтобы разрешить конфликтную ситуацию и соблюсти интересы граждан, которые являются представителями иных садоводческих товариществ, было принято решение установить публичный сервитут. Данное право предоставлено органам местного самоуправления.

Исходя из этого, установка публичного сервитута не нарушила справа и законные интересы СНТ «Газовик», а также не является противоречащим действующему законодательству.

Из этого можно сделать вывод, что отсутствие материалов общественных слушаний при разных ситуациях было принято судами в одной ситуации в качестве имеющего, а при другой – в качестве не имеющего юридической значимости обстоятельства для разрешения дела по существу. Скорее всего, данная ситуация будет длиться вплоть до принятия необходимых федеральных и региональных нормативно-правовых актов.

Замечание 6

Единый государственный реестр прав проводит государственную регистрацию сервитутов. Для этого необходимо заявление собственника недвижимости или человека, в пользу которого устанавливается сервитут, если последний имеет соглашение о сервитуте. После того как сервитут зарегистрирован в Едином государственном реестре прав, он вступает в силу.

Источник: https://Zaochnik.com/spravochnik/pravo/zemelnoe-pravo-rossii/servituty-zemelnyh-uchastkov/

Сервитут — право ограниченного пользования чужим земельным участком

Сервитут земельное право

По ст. 216 ГК сервитуты отнесены к ограниченным вещным правам. Ст. 274 – 276 ГК и ст. 23 ЗК посвящены определению сервитутов.

Понятие сервитута в земельном праве

Понятие сервитута приведено в законе №122-ФЗ в 1997 г., по которому сервитут — это право ограниченного пользования чужой недвижимостью для различных целей.

После регистрации сервитут считается неотъемлемой частью земельного участка (ЗУ). Наличие сервитута не лишает владельца участка его прав по владению таким участком.

ЗК регламентирует публичные сервитуты (ст. 23), а частные сервитутов находятся в сфере ГК.

Основными признаками публичного сервитута (ПС) являются:

  • Обеспечение интересов страны, местного управления или населения.
  • Учет общественного мнения.
  • Ввод нормативным актом.

ПС устанавливается законом или другим актом РФ, субъекта РФ или местных органов. Эти действия могут быть произведены в интересах государства, местного управления или населения.

К ним относятся:

  • возможность прохода или проезда;
  • использование участка для ремонтных работ линий и сетей или инфраструктуры дорог;
  • проведение дренажных работ;
  • установка геодезических знаков и межевание;
  • эксплуатация водных ресурсов;
  • прогон стада животных с/х назначения;
  • проведение сенокоса или выпаса;
  • использование участка для рыболовства и рыбоводства, а также охоты;
  • проведение изыскательских работ;
  • подход к берегу водоема.

Общественное обсуждение вопроса о публичном сервитуте включает следующие этапы:

  • Подача заявления.
  • Рассмотрение заявления властями.
  • Проведение общественных слушаний.

По итогам общественных слушаний орган власти принимает решение о публичном сервитуте.

Нормативный акт должен содержать такие данные:

  • место нахождения участка;
  • кадастровый номер;
  • данные на собственника участка;
  • содержание ПС;
  • срок действия ПС.

Право сервитута подлежит регистрации в ЕГПР.

Если в результате установки сервитута появились затруднения в эксплуатации участка, то владелец участка может потребовать соразмерную плату за ухудшение качеств участка.

Если же наличие ПС привело к невозможности использования ЗУ, то владелец может потребовать от властей выкупа у него этого участка с возмещением убытков или предоставлением другого равноценного участка.

ПС может использовать неопределенное количество лиц (например, при переходе или переезде через участок, прогоне скота и т. п.) или определенные лица, действующие в публичных интересах. Однако при срочном сервитуте, связанном с изыскательскими или исследовательскими работами, проводимыми коммерческой организацией, сервитут не может считаться публичным.

В этом случае организация извлекает прибыть и должна работать на основе договора аренды или частного сервитута.

СС устанавливается в том случае, когда какие-то действия будут продолжаться определенный срок. Например, при ремонтных работах или при прокладке электросетей.

Постоянный сервитут используется в случаях, когда время действия на территории земельного участка не определено. Например, при строительстве на участке дорожной магистрали.

Сервитут в гражданском праве

По ст. 274 ГК собственник недвижимости, в том числе ЗУ, имеет право потребовать от собственника соседнего ЗУ возможности ограниченного пользования этим соседним участком.

Существуют следующие условия, при которых владелец господствующего ЗУ может потребовать ЧС у владельца служащего ЗУ:

  • Наличие 2 участков, принадлежащих двум лицам на основе собственности (пожизненного владения).
  • Общая граница между 2 участками.
  • Более выгодное положение служащего участка, в результате чего он может удовлетворить требования владельца господствующего участка.

Например, сервитут может потребоваться при необходимости прохода или проезда, для прокладки водопровода, газопровода, а также выполнения других факторов, без которых невозможно нормальное функционирование господствующего участка.

Установление сервитута вносит правовую определенность в отношения между двумя собственниками участков в случае, когда одному из них для удовлетворения возможностей пользования своим участком требуется частичное использование соседнего участка.

Такое использование может быть обеспечено как путем добровольного соглашения между собственниками соседних участков, так и через судебные инстанции по иску лица, которому необходим сервитут.

При этом установление сервитута с помощью судебного рассмотрения возможно в случае наличия между собственниками разногласий и выявления судом невозможности полного использования господствующего участка без признания сервитута.

При других обстоятельствах суд должен исходить из баланса сторон и присуждать использование сервитута только в исключительных случаях.

Собственник служащего участка вправе потребовать от владельца господствующего ЗУ плату за пользование участком. Величина платы должна быть соизмерима с той выгодой, которую получит владелец господствующего участка, в случае наличия сервитута. Например, с выгодой, полученной при сдаче этого участка в аренду.

Термины

  • ПС – сервитут, устанавливаемый органами власти в интересах государства, органов местного управления или населения.
  • ЧС – сервитут, в соответствии с которым служащий участок может удовлетворить потребности владельца господствующего участка. Этот сервитут устанавливается по договору владельцев участков или по решению суда.
  • Господствующий ЗУ – ЗУ, владельцу которого нужен ЧС.
  • Служащий земельный участок – ЗУ, от владельца которого требуется ЧС.
  • Обременение ЗУ – наложение на участок различных ограничений (например, сервитута).

Не нашли ответа на свой вопрос? Звоните на телефон горячей линии 8 (800) 350-34-85. Это бесплатно.

Источник: https://zakonguru.com/nedvizhimost/zemelnyj/ispolzovanie-vladenie/pravo/servitut/v-zemelnom-prave.html

Сервитут или право ограниченного пользования чужим земельным участком

Сервитут земельное право

У собственников земельных участков или иной недвижимости может возникнуть необходимость в проходе, проезде через соседний участок или использовании чужого недвижимого имущества в иных целях, не препятствующих разрешенному использованию участков их владельцами по функциональному назначению. В таком случае они получают возможность требовать права ограниченного использования чужих земельных участков, а его закрепление и называется сервитутом. По своей природе он является типом обременения, а реализация должна осуществляться по правилам ст. 274 ГК РФ.

Сущность сервитута и его правовое обоснование

Справедливость и необходимость сервитута хорошо поймёт каждый владелец недвижимости, которая отделена от подъездных путей или линий электропередачи, водо- и газоснабжения другим земельным участком.

Тогда необходим сервитут, который устанавливается по соглашению между владельцами недвижимости или в силу судебного решения. Он подлежит обязательной государственной регистрации, в том же порядке, как регистрируются все права на недвижимое имущество.

Обычная устная договорённость между гражданами может рассматриваться лишь предпосылкой для образования легитимного сервитута.

Регулируется отношение сторон договорным правом точно так же, как и всякая другая сделка. Её сторонами становятся сервитуарий и собственник служащей вещи. Условия же могут быть любым, если они не противоречат закону.

К примеру, собственник служащей вещи может не заявлять никаких возражений, но требовать установления очень чёткого регламента, в котором были бы расписаны все детали. Впоследствии, если сервитуарий хоть в чём-то от него отклоняется, то и допуска не получает.

Его обращение в суд с жалобой лишь подтвердит, что закон допускает конкуренцию между различными способами защиты прав.

Завершающим фактом в юридическом составе становится акт государственной регистрации сервитута. Она происходит на основании ст. 12 ФЗ от 21.07.1997 г. № 122-ФЗ. Запись должна оказаться в подразделе III ЕГРН в качестве записи об ограничениях права собственности и других прав на недвижимое имущество.

Соответственно, если владелец решит продать свою недвижимость, то обязан поставить покупателя в известность о том, что имеется официальное обременение, которое отражено документально и занесено в соответствующий реестр.

Если же факт обременения будет скрыт, то это автоматически станет основанием для признания сделки недействительной, со всеми вытекающими из того последствиями.

В отдельных случаях сервитут может быть установлен и тогда, когда предоставляющее участок для ограниченного целевого использования лицо не является его собственником, но он получил право использования или владения на базе каких-то соглашений.

Тогда становятся актуальными ещё и ст. ст. 275 и 276 ГК РФ. Может иметь место и монетизация, поскольку п. 5 ст.

274 ГК РФ предусматривает возможность установления владельцем участка, который предоставит его для каких-то целей, соразмерной платы за сервитут.

Если вещь получила обременение в виде сервитута, то она именуется служащей, а вещь, в пользу которой установлен сервитут, — господствующей. Само же ограниченное право следует судьбе имущества.

Если служащая вещь сменит владельца, то сервитут всё равно сохранится по правилам ст.

216 ГК РФ, которые предусматривают, что прекращения иных вещных прав на имущество при смене собственника не происходит.

Теоретически сервитут выглядит в качестве продолжения одной вещи в рамках другой. У какого-то лица имеется участок земли, но нет проезда к транспортным артериям и доступа к магистральным линиям.

В таком случае он требует реализации своих прав установления сервитута, который можно представить в виде «распространения» вещи за её физические пределы. Это и называют господством над служащей вещью.

При этом владелец служащей вещи может получить некоторые неудобства, тогда это компенсируется деньгами, что происходит по договорённости сторон или решению суда.

Возможны и ситуации, когда нахождение господствующей вещи порождает потребность установления сервитута к нескольким вещам, которые перекрывают подъездные пути или создают какие-то другие препятствия.

Объектами сервитута могут быть не только земельные участки, но здания, сооружения и любая другая недвижимость. В судебной практике имеются дела даже об установлении сервитута железнодорожного полотна.

Кроме частного возможен и публичный сервитут, закреплённый в ЗК РФ.

Хотя сами попытки такого рода использовать принципиальный подход сервитута для ограничения прав владельцев недвижимости вызывает озадаченность многих правоведов.

Публичный сервитут устанавливается правилами законов и иными нормативными актами в том случае, если это необходимо для осуществления интересов государства или местного самоуправления.

К примеру, проведения различных хозяйственных работ на частных участках, обеспечения прохода через них и даже использования участка для целей рыболовства или охоты. Нравится это кому-то или нет, но ст. 23 ЗК РФ содержит положения о том, что публичный сервитут так же подлежит государственной регистрации, хотя наличие лица, в пользу которого он осуществляется, не предполагается.

Судебная практика и её обзор, подготовленный высшим судом в 2017 году

Источник: https://zen.yandex.ru/media/rulaws/servitut-ili-pravo-ogranichennogo-polzovaniia-chujim-zemelnym-uchastkom-5defb0a31ee34f00b3a45a32

Что такое сервитут по Земельному кодексу

Сервитут земельное право

Случается, что помимо воли собственника часть земельного участка может быть ограничена в правах пользования. Несмотря на законные права собственности, отдельное лицо или организация способны установить своеобразный выдел для общественных нужд или для личного пользования.

Обычно такие правовые ограничения допустимы для накладывания на соседские участки, которые имеют выход к местам общей доступности. Закон о земельном сервитуте на чужой территории имеет очень важное значение для определения границ ее использования.

Безусловно, основным документом, регламентирующим нормы об установлении и прекращении обременения участка в виде сервитута, является Земельный кодекс.

Что такое сервитут, правовые основы

Любой вид правоотношений, возникающих в ходе эксплуатации земельных наделов, детально описывается именно в этом нормативном документе. Земля – недвижимый объект, к которому применимы не только правила о возникновении права собственности, но и возможные ограничения и преимущества, связанные с арендой, дарением, обменом и прочими видами сделок.

Перед тем как давать нормативно закрепленное определение сервитута следует отметить, что Гражданский кодекс описывает обстоятельства наложения обременения, которые необходимы соседям. Тогда как Земельный кодекс прописывает виды и цели, которые характерны для социально важного ограничения права собственности.

Как такового понятия сервитута ЗК РФ не содержит. До изменений, введенных законом от 28.12.2013 года, п. 1 ст. 23 отсылал к нормам гражданского законодательства, уточняя, что требования к частным категориям обременений прописаны в ГК РФ. После 1 января 2014 года, перед тем как изучать нормы статьи 23, необходимо обратиться к статье 274 ГК РФ.

В Гражданском кодексе прописано весьма запутанное определение, которое состоит из следующих частей:

  • основание: проход, проезд, ремонт, реконструкция, производимые в интересах использования соседского участка;
  • как возникает: через требование, договоренности или судебные предписания;
  • между кем производится: смежные территориальные наделы;
  • какие последствия: не возникает негативных ограничений, кроме невозможности пользования той части участка, по которой осуществляется удовлетворения потребностей соседей.

Исходя из этого определения, можно осуществить проекцию и на нормы социально значимого сервитута с установлением дополнительных административных процедур по земельному законодательству.

При этом следует оговориться, что ограничения, установленные ГК РФ, в основном носят адресный характер (ограничены кругом соседей).

А по замыслу законодательства имеются основания для массовых обременений всех наделов, которые располагаются в «одной территориальной плоскости». В этом заключается разница определений различных типов ограничений при единстве подходов к порядку использования.

В обоих случаях неудобства терпит только собственник ограничиваемого надела, теряя часть полезной площади из зоны эксплуатации, не меняя сути собственности.

Виды сервитутов по земельному законодательству

В противоположность гражданскому законодательству, которое дает примерный и неполный список предлогов для постановки «частного сервитута», в Земельном кодексе описываются все случаи, при которых возможно ограничить эксплуатацию властным предписанием. Но стоит оговориться, что для обоих видов характерно следующее деление на:

  • постоянные;
  • временные (срочные).

Временные сервитуты, которые устанавливаются в рамках частного случая, возможны только на основании личных договоренностей (например, пронос строительных материалов для возведения совместного забора). Постоянные же ограничения обычно накладываются решением суда, так как собственник зачастую препятствует свободному пересечению собственного надела посторонними лицами (соседями).

Публичный сервитут предполагает, что владелец не имеет права сопротивляться общественной задаче, создавая блага всем без исключения.

Виды публичных сервитутов по земельному законодательству можно условно разделить на две группы, если обратиться к предыдущей классификации:

Чем обусловлен сервитутНормативное обоснованиеКто устанавливаетНа какой срок
Гарантия возможности беспрепятственного посещения любым желающим водоема и прибрежной территорииП. 2 статьи 27 Водного кодекса РФОрганы МСУПостоянно
Необходимостью проведения устранения дефектов всевозможных инфраструктурных объектовПостановление Госстроя РФ от 27.09.2003 г. № 170; Жилищный кодекс РФОрганизация, обслуживающая территориюВременно
Требованием определения границ посредством установления специальных знаков, геодезических пунктов для обслуживания сетей

Источник: https://ZaZemlyu.ru/zemelnoe-pravo/servitut-po-kodeksu.html

21. Земельный сервитут

Сервитут земельное право

Сервитут –это право ограниченного пользованиячужим земельным участком. Закономустановлены два вида сервитута – частныйи публичный. Сервитут может быть срочнымили постоянным. Осуществление сервитутадолжно быть наименее обременительным.

Частный сервитут устанавливаетсяв соответствии с гражданскимзаконодательством.

Собственник недвижимого имущества(земельного участка, другой недвижимости)вправе требовать от собственникасоседнего земельного участка, а внеобходимых случаях и от собственникадругого земельного участка предоставленияправа ограниченного пользования соседнимучастком.

Сервитут устанавливается дляобеспечения прохода и проезда черезсоседний земельный участок, прокладкии эксплуатации линий электропередачи,связи и трубопроводов, обеспеченияводоснабжения и мелиорации, другихнужд, которые не могут быть обеспеченыбез установления сервитута.

Сервитут может быть установлен такжев интересах и по требованию лица, которомуучасток предоставлен на праве пожизненногонаследуемого владения или правепостоянного (бессрочного) пользования.Обременение участка сервитутом нелишает собственника участка праввладения, пользования и распоряженияэтим участком.

Сервитут устанавливается по соглашениюмежду лицом, требующим установлениясервитута, и собственником соседнегоучастка. При недостижении соглашенияоб установлении или условиях сервитутаспор разрешается судом по иску лица,требующего установления сервитута.Собственник участка вправе, если иноене предусмотрено законом, требовать отлиц, в интересах которых установленсервитут, соразмерную плату.

По требованию собственника участкасервитут может быть прекращен ввидуотпадения оснований, по которым он былустановлен. Когда участок в результатеобременения сервитутом не можетиспользоваться по целевому назначению,собственник вправе требовать по судупрекращения сервитута.

Публичный сервитут устанавливаетсязаконами или нормативными правовымиактами РФ, субъекта РФ, органов местногосамоуправления в случаях, если этонеобходимо для обеспечения интересовгосударства, местного самоуправленияили местного населения, без изъятияземельных участков.

Публичные сервитуты устанавливаютсядля прохода или проезда через земельныйучасток; в целях ремонта; размещениямежевых и геодезических знаков иподъездов к ним; проведения дренажныхработ; забора воды и водопоя; прогонаскота; сенокоса или пастьбы скота; вцелях охоты, ловли рыбы, сбора дикорастущихрастений; временного пользованияземельным участком в целях проведенияизыскательских, исследовательских идругих работ; свободного доступа кприбрежной полосе.

Если публичный сервитут приводит кневозможности использования участка,его собственник (землепользователь,землевладелец) вправе требовать изъятия,в том числе путем выкупа, участка свозмещением убытков или предоставленияравноценного земельного участка свозмещением убытков.

Если публичный сервитут приводит ксущественным затруднениям в использованииучастка, его собственник вправе требоватьсоразмерную плату.

Сервитуты подлежат государственнойрегистрации в порядке, установленномдля регистрации прав на недвижимость

22.

В федеральной собственности,собственности субъектов РФ, муниципальнойсобственности находятсяземельные участки: которые признанытаковыми федеральными законами; правособственности на которые возникло приразграничении государственнойсобственности на землю; которыеприобретены по основаниям, предусмотреннымгражданским законодательством. Вгосударственной, муниципальнойсобственности могут также находитьсяне предоставленные в частную собственностьземельные участки до разграничениягосударственной собственности на землю.

Право постоянного(бессрочного) пользования участком,находящимся в государственной илимуниципальной собственности,предоставляется на основании решенияуполномоченного государственного илимуниципального органа.

Со дня введенияв действие ЗК РФ земельные участки впостоянное (бессрочное) пользованиепредоставляются только государственными муниципальным предприятиям, учреждениям,а также органам государственной властии органам местного самоуправления.

Правом пожизненногонаследуемого владения могутобладать только граждане. Право наземельный участок, находящийся вгосударственной или муниципальнойсобственности, приобретенный гражданиномдо введения в действие ЗК РФ, сохраняется.Предоставление земельных участковгражданам на таком праве после введенияв действие ЗК РФ не допускается.

В безвозмездноесрочное пользование могутпредоставляться земельные участки:

  1. из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, органами государственной власти или органами местного самоуправления – государственным и муниципальным предприятиям, учреждениям, органам государственной власти и органам местного самоуправления на срок не более чем один год;

  2. из земель, находящихся в собственности граждан или юридических лиц, – гражданам и юридическим лицам на основании договора;

  3. из земель организаций, транспорта, лесного хозяйства, лесной промышленности, охотничьих хозяйств, государственных природных заповедников и национальных парков – гражданам в виде служебного надела;

  4. из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, – религиозным организациям.

Частный сервитут устанавливаетсяпо соглашению между лицом, требующимустановления сервитута, и собственникомсоседнего участка.

Публичный сервитут устанавливаетсязаконами или нормативными правовымиактами РФ, субъекта РФ, органов местногосамоуправления в случаях, если этонеобходимо для обеспечения интересовгосударства, местного самоуправленияили местного населения.

Земельные участки могутбыть предоставлены их собственникамив аренду подоговору аренды.

Основания прекращенияправа постоянного (бессрочного)пользования земельным участком, правапожизненного наследуемого владения: отказземлепользователя от принадлежащегоим права на земельный участок либо всилу принудительного изъятия.

Основания прекращенияаренды земельного участка. Арендаземельного участка прекращается пооснованиям и в порядке, предусмотренныхгражданским законодательством.

Прекращение аренды по инициативеарендодателя не допускается: в периодполевых сельскохозяйственных работ; виных установленных федеральными законамислучаях.

Основания прекращенияправа безвозмездного срочного пользованияземельным участком. Указанноеправо прекращается по решению лица,предоставившего земельный участок, илипо соглашению сторон: по истечениисрока, на который участок был предоставлен;при отказе землепользователя отпринадлежащего ему права либо в силупринудительного изъятия.

Указанные права прекращаются принудительно:

  1. при использовании земельного участка не в соответствии с его целевым назначением и принадлежностью к той или иной категории земель;

  2. использовании земельного участка способами, которые приводят к существенному снижению плодородия сельскохозяйственных земель или значительному ухудшению экологической обстановки;

  3. неустранении совершенных умышленно следующих земельных правонарушений:

  • отравление, загрязнение, порча или уничтожение плодородного слоя почвы;
  • нарушение режима использования земель особо охраняемых природных территорий, земель природоохранного, рекреационного назначения, земель историко-культурного назначения, особо ценных земель, других земель с особыми условиями использования;
  • систематическое невыполнение мероприятий по улучшению земель, охране почв от ветровой, водной эрозии и предотвращению других процессов, ухудшающих состояние почв;
  • систематическая неуплата земельного налога;
  • неиспользовании земельного участка, предназначенного для сельскохозяйственного производства либо жилищного или иного строительства, в указанных целях;
  • изъятии земельного участка для государственных или муниципальных нужд;
  • реквизиции земельного участка;
  • в иных предусмотренных федеральными законами случаях.

Основания прекращениясервитута. Частныйсервитут прекращается по основаниям,предусмотренным гражданскимзаконодательством. Публичный сервитутпрекращается в случае отсутствияобщественных нужд, для которых он былустановлен.

Основаниями прекращения прав на землютакже являются:

  1. изъятие, в том числе путем выкупа, земельных участков для государственных или муниципальных нужд в связи с обстоятельствами в порядке и на условиях, предусмотренных федеральными законами;

  2. конфискация земельного участка – безвозмездное изъятие по решению суда в виде санкции за совершение преступления;

  3. реквизиция земельного участка – временное изъятие в целях защиты интересов граждан, общества и государства от возникающих в связи с чрезвычайными обстоятельствами угроз.

Источник: https://studfile.net/preview/5185401/page:14/

Право ограниченного пользования чужим земельным участком (сервитут) – Земельное право

Сервитут земельное право

Что такое сервитут на земельный участок простыми словами? Это ограниченное право воспользоваться чужой территорией для собственных нужд. Такое разрешение потребуется получить для проезда или прохода по чужой территории, например, для строительства недвижимости или для проведения ремонтных работ.
Важно отметить, что получить такое разрешение можно двумя способами:

  • заключив соглашение с собственником;
  • добившись разрешения через суд.

Однако в обоих случаях документ придется зарегистрировать в Едином госреестре недвижимости. В противном случае он считается ничтожным (то есть недействительным).

Ключевое условие получения сервитута (права ограниченного пользования чужим земельным участком) — это невозможность удовлетворить нужды заявителя другим путем.

То есть земельный участок обязательно нужен для проезда или провоза чего бы то ни было и обойти его другим путем невозможно.

Например, если существует возможность обеспечить потребности заявителя иным способом, то получить официальные документы не получится.

Важно

Собственник земли, которая подлежит обременению, имеет полное право требовать платы за предоставление возможности пользоваться его землей. Для определения периодичности и размера выплат потребуется составить исковое заявление в суд общей юрисдикции.

Что такое сервитут земельного участка простым языком?

Земельный сервитут – что это такое? Простым языком, сервитут — это ограничение, урезка прав на пользование землей или недвижимостью, оформленное документально.

В чем выражается это ограничение? Предположим, у вас есть в собственности земельный участок, а некое лицо, к примеру сосед, изъявляет желание частично воспользоваться вашей землей (пройти с краюшку, вдоль забора).

По закону, это частичное и ограниченное пользование оформляется соглашением между собственником, регистрируется надлежащим образом. Результат — установление сервитута на часть земли, которая нужна для прохода.

Когда требуется сервитут

Законодательство в статье 274 Гражданского кодекса раскрывает вопрос — сервитут на земельный участок, что это такое. Оформление ограниченного разрешения требуется, когда решаются споры между собственниками соседних земель по поводу пользования общего характера.

Сервитут устанавливается на земельный участок по следующим наиболее частым причинам:

  1. Расположение на участке природного объекта, например источника ключевой воды. Объект не является собственностью владельца земли, а принадлежит государству и относится к общему пользованию, поэтому воду могут набирать все желающие. В таком случае собственник имеет право установить ограничения и потребовать право прохода к источнику за определенную плату.
  2. Строительные работы по прокладке коммуникационных труб к участку должны проводиться через соседнюю территорию. Законный правообладатель имеет право наложить обременение в форме сервитута и указать конкретное место для разрешения прокладывания труб.

ВНИМАНИЕ. Сервитут является крайним решением возникшей проблемы с земельным пользованием, когда остальные способы исчерпаны.

Данный способ ограниченного использования нельзя применять для несущественных целей. Например, к участку приходится добираться по короткой дороге, но сделать это по соседней территории намного ближе.

Оформлять разрешение для сокращения пути недопустимо.

По своей сути сервитут похож с арендой, разница только в возникновении заключения договора как вынужденной меры решения спора с обеих сторон. Это позволяет собственнику земельного надела наряду с получателем сервитута продолжать использовать обремененную часть участка.

Земельное обременение накладывается в случаях:

  • обоюдного соглашения сторон, которые желают пользоваться землей наряду с ее собственником;
  • без обоюдного соглашения в принудительном судебном порядке.

Важно

Претендовать на регистрацию сервитута может только лицо, которое не располагает возможностями реализации своих прав по эксплуатации чужой земли без специального на то разрешения.

Сервитут это …

Сервитут на земельный участок. Что это такое и какие дает ограничения? Как его применять на практике? Собственно, нет ничего в этом нового и необычного.

Разве что с появлением защищённой законами, частной собственности на землю, появились и нормы закона для защиты прав собственников в определённых условиях и при конкретных обстоятельствах.

По большому счёту такие ограничения вполне логичны, и делегировать законодательные нормы для легализации таких ограничений местной и федеральной власти, необходимо.

Используют такие несколько необычные юридические формы закрепления дополнительного обременения на право пользования достаточно часто. Но если раньше требовалось изъятие земли, выселение собственников, то сегодня во всех этих действиях, нет необходимости.

Дорогие читатели!

Наши статьи рассказывают о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай носит уникальный характер. Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему — обращайтесь в форму онлайн-консультанта справа →

Это быстро и бесплатно!

Источник: https://tbti.ru/zemlya/servitut-primer.html

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.