Сервитут земельного участка

Содержание

Как оформить сервитут на земельный участок?

Сервитут земельного участка

Что такое земельный сервитут?

Понятие «сервитут» означает право на ограниченное использование чужой собственности при условии, что без этого вы не можете полноценно использовать и содержать свое имущество.

Термин servitus появился еще в римском праве, и уже тогда был связан именно с земельными отношениями, и обеспечивал беспрепятственное использование всеми гражданами водоемов, пастбищ и проч.

Сервитут в земельном праве предполагает разрешение пользоваться чужой территории (участка) для владения своим имуществом, если иных способов нет. Например, нет другого подъезда к вашей даче, кроме как через соседский участок, нельзя «обойти» чужую территорию при прокладке электросетей.

В настоящее время выделяются следующие виды сервитутов по земельному законодательству – «частные» и «публичные». «Отличаются они тем, что частный сервитут направлен на обеспечение нужд конкретного человека, в то время как публичный выступает в защиту так называемых социальных интересов.

Публичный сервитут на земельный участок связан с исполнением органами власти различных распоряжений, государственных программ и т.д. К примеру, этот документ понадобится для ремонта электросетей, проведения к месту работ строительной техники.

Публичный сервитут устанавливается на основании издания акта государственной инстанции по итогам общественных слушаний, – поясняет Элита Закиян, ведущий юрист, заместитель руководителя практики «Межевание, кадастр, регистрация» Содружества земельных юристов.

Срок годности

Срок действия сервитута на земельный участок может варьироваться от года до 49 и более лет. Разрешения на ограниченное использование территории подразделяются на срочные и постоянные. 

Время действия публичного сервитута регулируется законодательством и зависит от цели проведения работ. 

«Для устройства линий электропередач, трансформаторных подстанций срок может составлять от 10 до 49 лет, для строительства или ремонта автомобильных дорог, эстакад, мостов, вокзалов разрешение выдается на время проведения таких мероприятий; для инженерных изысканий документ действует не более года, – поясняет Геннадий Локтев, юрист Европейской юридической службы.

Частный сервитут на земельный участок выделяется на время, определенное соглашением сторон. Когда разрешение необходимо, например, для подъезда к частному дому, выдается постоянный сервитут. Нужно иметь в виду: если пользователь документа продаст свою недвижимость, право на ограниченное использование сохранится как для обремененного участка, так и для нового хозяина дома.

Найти доказательства

Установление сервитута на земельный участок – достаточно сложный процесс.

Необходимо предоставить суду убедительные доказательства, что у вас действительно отсутствует иной способ обеспечения своих нужд: нет другого пути для проезда на свой участок, прокладывания коммуникаций и проч.

Если вы не сможете привести убедительные доказательства, то положительно разрешить данный вопрос не удастся.

Что и в каком порядке делать, рассказывает Элита Закиян:

  1. Для начала нужно обратиться в письменной форме к собственнику имущества, в отношении которого возникла необходимость в ограниченном пользовании. 
  2. По правилам к обращению следует приложить определенный набор технических документов. Однако сделать это в большинстве случаев крайне сложно. Например, когда возникла необходимость использования соседнего участка, нужно подготовить схему с указанием части территории, которая требуется для проезда (прохода, проведения ремонтных работ) на праве сервитута. Но, поскольку нет открытого доступа к этому месту, и вы не вправе самовольно проникнуть на чужую территорию без разрешения, такую схему с определением всех характеристик подготовить невозможно. 
  3. Если ответа на обращение не поступило или пришел отказ, следующий этап – суд. Будет проведена экспертиза для выяснения, действительно ли разрешение необходимо. 
  4. При положительном решении происходит оформление сервитута на земельный участок, вы получите документ, который будет необходимо зарегистрировать в ЕГРН.

Платная услуга?

Так как сервитут – это право пользования чужой собственностью, он предоставляться и бесплатно, и за деньги. Владелец земельного участка за возможность проезда по территории, вправе требовать плату, говорит Геннадий Локтев, юрист Европейской юридической службы. Размер и порядок внесения оплаты оговаривается сторонами при заключении соглашения.

Публичный сервитут на земельный участок также может иметь денежное содержание. Собственник территории, по которой разрешается, например, проезд строительной техники, также может назначить цену за возможность использования своей собственности от органов местного самоуправления, установивших сервитут. При наличии спора между сторонами стоимость может быть определена в судебном порядке.

Земельный кодекс указывает, что сервитут может быть отменен в случае, если цель его установления уже не актуальна, и необходимости в его продолжении нет.

Собственник имущества, в отношении которого установлен сервитут, имеет право оспаривать решение суда, либо распорядительного органа власти, доказывая наличие альтернативных способов доступа к указанной территории.

Игорь Порхомовский

Источник: https://www.cian.ru/stati-kak-oformit-servitut-na-zemelnyj-uchastok-287864/

Порядок установления сервитута на муниципальные земли в 2019 году: условия, особенности и порядок установления, документы, образец соглашения | Земельный эксперт

Сервитут земельного участка

В статье 39.23 ЗК РФ указаны основания для установления сервитута относительно наделов, являющихся государственной или муниципальной собственностью. Помимо земельного законодательства, данный вопрос регулирует ряд федеральных законодательных актов и гражданский кодекс.

Основания бывают следующие:

Внимание. Если у вас возникнут вопросы, можете бесплатно проконсультироваться с юристом по телефону: 8 800 350-83-46 по все России. Звонки принимаются круглосуточно.

  • необходимость размещения линейных объектов, сооружений связи, спецзнаков информационного типа, защитных построек, не являющихся препятствием для целевой эксплуатации наделов;
  • проведение изыскательских работ;
  • проведение работ по недропользованию.

Указанные основания предполагают наложение публичного сервитута или частного.

Соглашение об установлении сервитута

Сервитут начинает действовать после того, как оформлено и зарегистрировано в Росреестре соглашение о сервитуте (посмотреть и скачать можно здесь: [Образец соглашения об установлении сервитута на земельный участок]). Такая договоренность заключается при наложении на надел обременения в виде частного сервитута.

Документ составляется в письменной форме, по установленному образцу. Сторонами соглашения является собственник участка – уполномоченное ведомство и заинтересованное лицо, которое претендует на пользование чужой территорией.

В соглашении обязательно должны быть прописаны следующие сведения:

  • информация о сторонах договора;
  • данные о площади – кадастровые показатели, удельный номер части площади, в отношении которой будет назначено обременение;
  • процесс эксплуатации земли, учитывая его целевое назначение;
  • срок пользования наделом;
  • размер платы за эксплуатацию территории;
  • права собственника земли и обязанности пользователя сервитутом.

Существенным требованием к оформлению соглашения является то, что такой документ составляется только с собственником участка или с его законным представителем. В противном случае договоренность будет признана недействительной.

Порядок установления сервитута на земли государственной или муниципальной собственности

В статье 39.26 ЗК РФ описана процедура и порядок установления сервитута на земельный участок. Процедура оформления проходит через несколько важных этапов:

  1. Заинтересованное лицо подает заявление установленного образца с указанием цели и оснований для установки сервитута. Если речь идет о части участка, то к заявке прикладывается межевая схема надела.
  2. В течение 30 дней после поступления заявления уполномоченный орган обязан уведомить заявителя о заключении соглашения и предоставить подписанный проект документа. В некоторых случаях выносится отрицательное решение, а при необходимости предлагается другой вариант установки сервитута.
  3. Если уведомление о заключении соглашения получено, то заявитель приступает к подготовке необходимых документов и после этого, в течение 30 дней с момента получения проекта документа, подписывает договор и передает собственнику.
  4. На финальном этапе производится госрегистрация соглашения в Росреестре.

Сервитут устанавливается при наличии необходимости в данном обременении. После завершения оснований для существования данного права, свое действие прекращает и соглашение о сервитуте. В том случае, когда договор заключается менее чем на три года, регистрация правоотношений не производится.

Список документов

Для заключения данного соглашения могут потребоваться следующие документы:

  • техническая документация на участок – кадастровые сведения, данные о присутствии недвижимости;
  • правоустанавливающие бумаги на землю;
  • личные данные участников соглашения;
  • при необходимости межевая схема или кадастровый план территории;
  • иные документы, необходимые для заключения соглашения.

Документы предоставляются в виде копий и подтверждаются оригиналами.

Пример по порядку установления сервитута на земельные участки государственной и муниципальной собственности

Матвей Семенович обратился в местный орган власти для того, чтобы оформить сервитут на земельный участок, который располагался рядом с его площадью. Необходимость в этом соглашении появилась тогда, когда на участок потребовалось проводить электричество и соответственно организовать проезд к территории через земли, принадлежащие городской управе.

Матвей Семенович оформил необходимое заявление и подал в администрацию. Через некоторое время мужчина получил отказ в связи с тем, что к заявке не была приложена схема надела, в отношении которого должен быть установлен сервитут.

После того как заявитель устранил все недочеты и подал заявку вновь, ему сообщили, что данное обременение не может быть наложено по причине существования специального федерального распоряжения, в рамках которого запрещено устанавливать сервитут на территорию. Мужчина попросил предоставить данный акт, однако, никакого пояснения так и не получил.

Подав жалобу на действия работника администрации, Матвей Семенович получил отписку с указанием, что сотрудник действовал в рамках своих полномочий и в строгом соответствии с законодательством РФ.

После обращения к юристу, мужчина подал исковое заявление в суд с требованием признать отказ недействительным либо представить ему официальные документы, подтверждающие правомочность отказа.

В итоге решение было вынесено в пользу мужчины, и он смог добиться установления сервитута на территорию.

Заключение

В завершение изложенного можно формулировать ряд выводов:

  1. Сервитут может быть установлен при наличии законных оснований, оговоренных в российском законодательстве.
  2. Все правовые отношения, связанные с наложением такого ограничения регулируются земельным и гражданским кодексами, а также рядом федеральных актов.
  3. Порядок установления сервитута на землю предусматривает заключение официального соглашения между участниками договора.
  4. Соглашение должно содержать все необходимые сведения, включая данные об участке, информацию об участниках и их правах на территорию.
  5. Регламент установки сервитута предусматривает определенный порядок, в рамках которого заинтересованное лицо подает заявление на установку обременения с указанием оснований такого действия и целью эксплуатации надела.
  6. Уполномоченное ведомство обязано в течение 30 дней с момента поступления заявки вынести решение о заключении соглашения либо постановление об отказе в установлении сервитута с обозначением оснований.
  7. Обязательным условием для заключения данного договора является его регистрация в Росреестре. Исключением являются случаи, при которых срок действия сервитута менее трех лет.

Наиболее популярные вопросы и ответы на них по порядку установления сервитута на земельные участки государственной и муниципальной собственности

Вопрос: Здравствуйте, меня зовут Александр. Дело в том, что мой участок расположен ниже территории, принадлежащей администрации. Недавно я решил провести водопровод на участок и подал заявку. Получил ответ, что воду провести мне не смогут, потому что проезда к территории нет.

Чтобы водопровод все же был проведен, я обратился в административный аппарат с заявлением об установке сервитута на соседнем участке с целью проезда по нему.

Через полтора месяца получил отказ, по причине того, что такое обременение может нанести существенный ущерб площади. Подскажите, правомерно ли данное решение и могу я попытаться оформить сервитут иным способом?

Ответ: Здравствуйте, Александр. Согласно ст. 39.26 ЗК РФ причина для вынесения объективного отказа отсутствует. Впрочем, даже в этом случае распорядитель территории обязан предоставить иной вариант установления сервитута, чтобы обеспечить доступ к вашему участку.

Также нарушение имело место относительно сроков вынесения отрицательного решения. По закону дается не более 30 дней, а в вашем случае составило 1,5 месяца.

Вы можете сначала подать жалобу на действия сотрудников администрации должностному лицу, занимающему руководящую должность. Если это не даст результата, останется лишь обратиться в суд с требованием признать вынесенный отказ недействительным и повторно рассмотреть заявку на сервитут. Судебная практика показывает, что решение скорей всего будет принято в вашу пользу.

Список законов

  • Статья 39.23 ЗК РФ
  • Статья 39.26 ЗК РФ

Образцы заявлений и бланков

Вам понадобятся следующие образцы документов:

  • Образец соглашения об установлении сервитута на земельный участок

Вам будут полезны следующие статьи:

Внимание. Если у вас возникнут вопросы, можете бесплатно проконсультироваться с юристом по телефону: 8 800 350-83-46 по все России. Звонки принимаются круглосуточно.

Источник: http://zk-expert.ru/ispolzovanie-zemel/poryadok-ustanovleniya-servituta-na-zemelnye-uchastki-gosudarstvennoj-i-municipalnoj-sobstvennosti/

Статья 23. Право ограниченного пользования чужим земельным участком (сервитут, публичный сервитут)

Сервитут земельного участка

СТ 23 ЗК РФ

1. Сервитут устанавливается в соответствии с гражданским законодательством, а в отношении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, с учетом особенностей, предусмотренных главой V.3 настоящего Кодекса.

2. Сервитут может быть установлен решением исполнительного органа государственной власти или органа местного самоуправления в целях обеспечения государственных или муниципальных нужд, а также нужд местного населения без изъятия земельных участков (публичный сервитут).

3. Публичный сервитут устанавливается в соответствии с настоящим Кодексом. К правоотношениям, возникающим в связи с установлением, осуществлением и прекращением действия публичного сервитута, положения Гражданского кодекса Российской Федерации о сервитуте и положения главы V.3 настоящего Кодекса не применяются.

4. Публичный сервитут может устанавливаться для:

1) прохода или проезда через земельный участок, в том числе в целях обеспечения свободного доступа граждан к водному объекту общего пользования и его береговой полосе;

2) размещения на земельном участке межевых знаков, геодезических пунктов государственных геодезических сетей, гравиметрических пунктов, нивелирных пунктов и подъездов к ним;

3) проведения дренажных работ на земельном участке;

4) забора (изъятия) водных ресурсов из водных объектов и водопоя;

5) прогона сельскохозяйственных животных через земельный участок;

6) сенокошения, выпаса сельскохозяйственных животных в установленном порядке на земельных участках в сроки, продолжительность которых соответствует местным условиям и обычаям;

7) использования земельного участка в целях охоты, рыболовства, аквакультуры (рыбоводства);

8) использования земельного участка в целях, предусмотренных статьей 39.37 настоящего Кодекса.

5. Публичный сервитут может быть установлен в отношении одного или нескольких земельных участков и (или) земель.

Обременение земельного участка сервитутом, публичным сервитутом не лишает правообладателя такого земельного участка прав владения, пользования и (или) распоряжения таким земельным участком.

6. Переход прав на земельный участок, обремененный публичным сервитутом, предоставление обремененного публичным сервитутом земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, гражданам или юридическим лицам не являются основанием для прекращения публичного сервитута и (или) изменения условий его осуществления.

7. Срок сервитута определяется по соглашению сторон. Срок сервитута в отношении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, определяется с учетом ограничений, предусмотренных пунктом 4 статьи 39.24 настоящего Кодекса.

Срок публичного сервитута определяется решением о его установлении.

Срок сервитута, срок публичного сервитута в отношении земельного участка, расположенного в границах земель, зарезервированных для государственных или муниципальных нужд, не может превышать срок резервирования таких земель.

8. Сервитут, публичный сервитут должны устанавливаться и осуществляться на условиях, наименее обременительных для использования земельного участка в соответствии с его целевым назначением и разрешенным использованием.

9. Установление сервитута, публичного сервитута применительно к землям и земельным участкам из состава земель сельскохозяйственного назначения осуществляется с учетом требований об обеспечении рационального использования земель.

10. В случае, если размещение объекта, указанного в подпункте 1 статьи 39.37 настоящего Кодекса, на земельном участке приведет к невозможности использовать земельный участок в соответствии с его разрешенным использованием или существенным затруднениям в его использовании в течение срока, превышающего срок, предусмотренный подпунктом 4 пункта 1 статьи 39.

44 настоящего Кодекса, размещение указанного сооружения на земельном участке, принадлежащем гражданину или юридическому лицу, на условиях публичного сервитута не осуществляется. В данном случае размещение указанного сооружения может быть осуществлено после изъятия земельного участка для государственных или муниципальных нужд при соблюдении условий, предусмотренных статьями 49 и 56.

3 настоящего Кодекса.

11. Деятельность, для обеспечения которой устанавливаются сервитут, публичный сервитут, может осуществляться на земельном участке независимо от его целевого назначения и разрешенного использования, за исключением случаев, если осуществление данной деятельности не допускается в границах определенных зон, земель и территорий в соответствии с их режимом.

12. Правообладатель земельного участка, обремененного сервитутом, вправе требовать соразмерную плату от лиц, в интересах которых установлен сервитут, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом или федеральным законом.

13. В случае, когда установление публичного сервитута приводит к существенным затруднениям в использовании земельного участка, его правообладатель вправе требовать от органа государственной власти или органа местного самоуправления, установивших публичный сервитут, соразмерную плату, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.

14. Лица, права и законные интересы которых затрагиваются установлением публичного сервитута, могут осуществлять защиту своих прав в судебном порядке.

15. Отсутствие в Едином государственном реестре недвижимости сведений о зарегистрированных правах на обременяемые публичным сервитутом земельные участки и (или) о координатах характерных точек границ таких земельных участков, наличие споров о правах на такие земельные участки не являются препятствием для установления публичного сервитута.

16. Наличие на земельном участке обременения не является препятствием для установления публичного сервитута в отношении такого земельного участка, за исключением случаев, если ранее установленные ограничения прав на земельный участок, публичный сервитут не допускают осуществление деятельности, для обеспечения которой устанавливается публичный сервитут.

17. Сервитуты подлежат государственной регистрации в соответствии с Федеральным законом “О государственной регистрации недвижимости”, за исключением сервитутов, предусмотренных пунктом 4 статьи 39.25 настоящего Кодекса. Сведения о публичных сервитутах вносятся в Единый государственный реестр недвижимости.

18. Порядок установления публичного сервитута в отношении земельных участков и (или) земель для их использования в целях, предусмотренных статьей 39.37 настоящего Кодекса, срок публичного сервитута, условия его осуществления и порядок определения платы за такой сервитут устанавливаются главой V.7 настоящего Кодекса.

19. Особенности установления сервитута, публичного сервитута в отношении земельных участков, находящихся в границах полос отвода автомобильных дорог, устанавливаются Федеральным законом от 8 ноября 2007 года N 257-ФЗ “Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации”.

Источник: http://ZemKod.ru/glava-4/st-23-zk-rf

Сервитут – право ограниченного пользования чужим земельным участком

Сервитут земельного участка

Правовой центр ДВА М оказывает услуги по получению права ограниченного пользования чужим земельным участком (частного сервитута) в судебном и внесудебном порядке, а также по снятию сервитутных ограничений с земельного участка.

Также готовы представлять интересы как собственников недвижимости, так и владельцев инженерных сетей и иной инфраструктуры при установлении публичного сервитута (для прокладки коммуникаций и аналогичных целей).

Наш обширный опыт ведения проектов, в том числе, включающих установление и снятие сервитутов, поможет Вам защитить свои права с максимальной возможной эффективностью.

Осуществляем:

  • комплексную правовую экспертизу земельных отношений по вопросу обременения земельных участков частными или публичными сервитутами;
  • полное юридическое сопровождение процедуры установления сервитута (в досудебном и судебном порядке), организацию кадастровых работ и экспертиз для установления сервитута;
  • регистрацию сервитутов в Росреестре;
  • защиту прав лиц, недвижимое имущество которых обременяется сервитутом;
  • обоснование размера платы за сервитут или её оспаривание
  • представление интересов в судах и административных органах по вопросам, связанным с установлением сервитутов.

Сервитут представляет собой право пользования чужим земельным участком или, реже, иным объектом недвижимости, для обслуживания соседних участков, зданий или сооружений.

При этом объект, обременяемый сервитутом, остаётся у его владельца (собственника или арендатора), а обладатель сервитута имеет возможность использовать обременённый им объект строго для конкретной цели и в установленном условиями предоставления сервитута порядке.

Различаются частный и публичный сервитут.

Так частный сервитут устанавливается в интересах владельца конкретного участка или иного объекта недвижимости. Данный вид сервитута устанавливается либо по соглашению сторон, либо судом в порядке искового производства. Решения органов власти для установления такого сервитута не требуется.

Тогда как публичный сервитут устанавливается в пользу неопределённого круга лиц, в том числе для размещения инженерных коммуникаций иных объектов инфраструктуры. Соответственно и накладывается данный сервитут решением уполномоченного государственного или муниципального органа.

Основания установления частного сервитута

Частный сервитут устанавливается в интересах владельца смежного объекта недвижимости. Например, достаточно часто проход и проезд к конкретному земельному участку можно обеспечить только через соседний (чужой) земельный участок.

Кроме того, за счет соседнего земельного участка зачастую требуется подвести различные инженерные коммуникации (электричество, газ и др.), обеспечить водоснабжения и мелиорацию.

Существуют и иные нужды правообладателя земельного участка и иного недвижимого имущества, которые он не может обеспечить без использования соседнего земельного участка или капитального объекта (конкретный перечень нормативно не установлен).

В ряде случаев сервитуты устанавливаются с аналогичными целями в отношении помещений в нежилом здании в интересах собственников смежных помещений. Хотя чаще данный вопрос целесообразно разрешать путём признания помещений общего пользования (коридоров, лестничных клеток и т.д.) общим имуществом собственников нежилого здания.

При этом собственник недвижимости, требующий установления сервитута, должен доказать, что не имеет возможность обеспечить свои нужды без использования смежного участка. Например, для установления сервитута проезда потребуется доказать, что участок не имеет границ с землями общего пользования либо по иным причинам нельзя обеспечить заезд на него от существующей улично-дорожной сети.

Условия частного сервитута

Принципиально значимыми условиями сервитута являются:

  • зона действия сервитута (часть участка или здания, на которую он распространятся);
  • цель предоставления сервитута, возможный объём и порядок его реализации;
  • плата за сервитут;
  • распределение обязанностей и расходов по строительным и иным работам, требующимся для реализации сервитута.

Так сервитут, как правило, распространяется на часть земельного участка или здания. Причём координаты такой части вносятся в Единый государственный реестр недвижимости (ЕГРН).

В том числе устанавливаются конкретные маршруты прохода и проезда, полосы для прокладки коммуникации и т.д.

Данный вопрос нередко становится предметом споров, так лицу, требующему установления сервитута, интересен наиболее удобный для него маршрут, а собственнику участка – наименее обременительный для себя.

При установлении сервитута соглашением сторон или решением суда определятся конкретный порядок его реализации. Так в случае сервитута для прохода и проезда – возможное количество транспортных средств различных категорий и т.д.

Например, при проезде через охраняемую территорию может предусматриваться возможность проезда только в рабочее время, необходимость заблаговременного оформления пропусков и т.д.

И в ряде случаев такие условия могут как сделать сервитут практически бесполезным для обладателя, так и привести к невозможности нормального использования обременяемого участка.

При необходимости для реализации сервитута строительных работ (прокладки дорог, коммуникации и т.д.

) определяется порядок и срок выполнения данных работ, распределение связанных с ними обязательств, специальный порядок внесения платы в период строительства и т.д.

Так поскольку во время строительства владельцу обременённого участка причиняются существенно большие неудобства, чем при дальнейшей реализации сервитута, в его интересах либо минимизировать срок работ, либо поучать повышенную плату в период их проведения.

Частный сервитут, как правило, является платным. При этом отсутствует единая методика расчёта платы за сервитут (за исключением государственных и муниципальных земель).

В связи с чем размер такой платы, при отсутствии соглашения сторон, определяется судом по результатам оценочной экспертизы. Либо на основании досудебного заключения оценщика, если оно не оспаривается другой стороной спора.

И в зависимости от применяемых экспертами методик оценки размер платы в схожих условиях может различаться на порядок.

При этом плата может устанавливаться как фиксированной за определённый период времени, так и в зависимости от интенсивности использования сервитута.

Отдельно может определяться распределение расходов на строительные работы, необходимые для реализации сервитута, устанавливаться особый порядок расчёта платы на период таких работ.

Частный сервитут может устанавливаться как бессрочно, на определённый срок. При этом исходя из существа задач, для которых он требуется, более характерен именно бессрочный.

В отношении участка из земель государственной или муниципальной собственности, предоставленного в аренду, срок сервитута устанавливается не более срока аренды. Бессрочный сервитут (либо срочный сервитут до истечения его срока) может быть прекращен:

  • по соглашению собственников вещей, связанных сервитутом;
  • при отпадении обстоятельств, вызвавших необходимость установления сервитута по требованию любого из собственников вещей, связанных сервитутом;
  • если земельный участок (объект недвижимости) в результате обременения сервитутом не может использоваться в соответствии с целевым назначением участка, по требованию его собственника.

Порядок установления сервитута

Сервитут подлежит регистрации в едином государственном реестре недвижимости на основании заявления сторон соглашения (при добровольном установлении) или судебного решения.

Требуется проведение кадастровых работ для определения зоны действия сервитута. Далее результат кадастровых работ (межевой план) вместе с соглашением или судебным актом предоставляется в Росреестр.

Судебные споры о сервитуте

На практике установление сервитута в отношении соседнего земельного участка (объекта недвижимости) является сложным организационно-правовым процессом.

Случаи, когда собственник соседнего земельного участка согласен обременить себя обязательством допускать передвижение или прокладку коммуникаций по своему участку, являются относительно редкими в общей массе ситуаций, когда данные меры являются необходимыми. То же самое может быть сказано о прекращении сервитутов.

При этом для установления сервитута как правило требуется провести как землеустроительную экспертизу для подтверждения законных оснований установления сервитута и определения его оптимальных границ, так и оценочной – для расчёта платы.

С учётом отсутствия единых методик и устоявшейся практики – нередко назначаются дополнительные и повторные экспертизы, что затягивает рассмотрение спора.

Правовой центр ДВА М имеет наработанные деловые связи с кадастровыми инженерами, оценщиками, экспертами-землеустроителями, что позволяет как подготовить заключения соответствующих специалистов на досудебном этапе, так и предложить наиболее компетентных кандидатов при назначении судебной экспертизы.

При наличии альтернативных вариантов установления сервитута через участки разных собственников решение о том, какой именно участок обременить сервитутом суд принимает также на основании заключения экспертизы исходя из того, какой вариант будет сочтён наименее обременительным.

Нередки случаи, когда собственники земельных участков и объектов капитального строительства злоупотребляют своим правом на установление сервитута в отношении соседних участков. В то числе – в случае конфликта между соседями требуют установления сервитута без законных оснований исключительно с целью причинить соседу вред, снизить рыночную стоимость его участка.

С другой стороны – многие собственники недвижимости возражают против обременения их объектов сервитутом даже при наличии законных оснований и за достойную плату. Как из желания недобросовестно обогатиться за счёт расположения своего участка, так и в случае конфликтных отношений с соседом по иными причинам

Таким образом, приобретение права пользования чужим земельным участком, а также защита прав в отношении недвижимого имущества, которое обременяется сервитутом, требуют квалифицированного юридического сопровождения. Особенно в случае недобросовестного поведения со стороны собственника смежного участка.

Правовой центр ДВА М оказывает услуги по защите прав в сфере земельных отношений, включая представление интересов клиентов при установлении и снятии сервитутов на земельные участки.

Мы подберем правильный и наиболее эффективный способ защиты права и добьемся положительного разрешения спора во внесудебном или судебном порядке.

Наш опыт и деловые связи позволят минимизировать затраты времени и избежать дорогостоящих ошибок.

Источник: https://www.2m.ru/uslugi/obshchie-voprosy-zemelnykh-otnoshenij/servitut

Что такое сервитут земельного участка в России

Сервитут земельного участка

Сервитут — это право частично использовать чужой земельный участок в личных или общественных интересах.

Начнем с объяснения, что такое сервитут земельного участка, простым языком. Представьте: в садоводстве, где все земли давно размежеваны, зарегистрированы и имеют своих собственников, возникает необходимость дать доступ пожарным машинам к пожарному водоему.

И оказывается, что сделать это можно не иначе, как через чей-то огород.

Или предприимчивые бизнесмены, взяв в аренду у муниципальных властей землю у водоема, перекрывают к нему проход, тем самым нарушая условия сервитута, а вместе с тем право граждан на беспрепятственный проход к водоему.

Далее разберемся, каковы условия передачи собственности в пользование, в каких случаях это делается добровольно, а когда — принудительно, в том числе через суд.

Сервитут на земельный участок: что это такое с юридической точки зрения

Понятие содержится в Земельном кодексе и Гражданском кодексе Российской Федерации. Юридически это сделка, по которой передается право ограниченного пользования чужим земельным участком; сервитут означает, что собственник передает иному лицу ограниченные права на использование своей земли (ст. 23 ЗК РФ и ст. 274 ГК РФ).

Не стоит пытаться присвоить себе чужую часть земли, продать или использовать ее не по назначению. Это может привести к аннулированию сервитута (по п. 2 ст. 276 ГК РФ), если собственник подаст иск в суд. У владельца остаются все права: он полностью распоряжается своей землей, в том числе вправе и продать ее.

Когда собственник продает участок, права пользования сохраняются и переходят к новому владельцу.

Обычно устанавливается:

  • по соглашению между собственником участка и соседями (частный);
  • по нормативному акту органов государственной власти РФ, регионов, местного самоуправления (публичный).

Виды сервитута

Право ограниченного пользования чужим земельным участком разделяют на публичный и частный сервитут на земельные участки. Частный чаще всего предусматривает ограниченное использование конкретного земельного участка, скажем, для:

  • прокладки коммуникаций;
  • доступа к своему дому и т. д.

Публичный сервитут на земельный участок — это решение органов власти использовать часть чужой собственности на благо общества. Например, для:

  • создания транспортной доступности;
  • геодезических изысканий;
  • мелиорационных работ;
  • доступности прибрежной территории;
  • использования земель и лесополос для охоты, рыбалки;
  • размещения межевых знаков и др. (ст. 23 ЗК РФ).

Сервитуты бывают срочными или бессрочными. В первом случае указывается время применения такого ограничения, а во втором временной интервал отсутствует.

Их делят и по регулирующему законодательству:

  • гражданские (для зданий, сооружений и др., когда нет привязки к земельному участку);
  • земельные;
  • лесные;
  • водные;
  • воздушные (лишь в пользу государства, скажем, для пролета самолетов через воздушную территорию иной страны).

Как устанавливается, оплачивается и прекращается частный или публичный сервитут

У частного сервитута персональный характер — он затрагивает конкретных лиц.

Устанавливают его как добровольно, так и принудительно (об установлении сервитутов через суд расскажем в следующем разделе).

При отсутствии возражений собственника ограничение оформляется письменным соглашением. В документе обязательно отражают все существенные условия, которые участники будут соблюдать, в том числе:

  1. Когда и где составлена бумага.
  2. Личные сведения собственников участка, который ограничивают, и смежных (всех участников соглашения).
  3. Информация о земельном участке, который ограничивают, его кадастровый номер, площадь и другие характеристики.
  4. Для чего нужен сервитут (проход, проезд или другие причины) — суть ограничений.
  5. Срок, на который он вводится (при наличии).
  6. Перечень пользователей.
  7. Описание зоны, где действует режим частного права, — на какой части участка.

Сервитутное соглашение обязательно регистрируется в службе Росреестра, сведения об этом вносятся в ЕГРН. Для регистрации сделки в службу Росреестра, помимо соглашения (всем участникам совместно), подают такие документы (ввиду персонального характера сделки пакет необходимых документов в отдельных случаях может меняться):

  • удостоверения личности участников сделки;
  • подтверждение права собственности на земли (выписка из ЕГРН, свидетельство);
  • квитанция (чек) об оплате государственной пошлины (физлица заплатят 1500 руб.);
  • заявление на соответствующие регистрационные действия;
  • межевой план участка, который ограничивают, с указанием зоны действия ограничения.

Публичный сервитут вводят без обращения в суд либо оформления соглашения между какими-либо лицами. Для этого федеральные, региональные, муниципальные органы власти принимают нормативный акт, где фиксируются все существенные сервитутные условия. Акт принимается с обязательным проведением общественных слушаний (с участием местных жителей).

Соблюдение всех требований действующих законов обязательно, поскольку такое публичное ограничение значительно ущемляет законные интересы собственника. Когда выявятся нарушения, землевладелец вправе через суд отменить нормативный акт властей.

Такое публичное ограничение обязательно регистрируется в службе Росреестра, сервитутные сведения вносят в ЕГРН.

Плата за сервитут на земельный участок назначется соразмерной ее использованию. По п. 5 ст. 274 ГК РФ и п. 12-13 ст.

23 ЗК РФ, землевладелец, чья земля (частично или полностью) используется другими лицами в сервитутном режиме, может требовать от них соразмерной оплаты использования.

При публичном сервитуте собственник вправе требовать соразмерную плату у властного органа, который установил сервитутный режим для его земли.

Прекращаются соглашения после:

  • окончания срока их действия;
  • удовлетворения судом иска заинтересованного в этом лица. В качестве основания такого иска часто выступает существенное нарушение условий.

Юридически соглашение перестанет действовать после регистрации прекращения его действия в службе Росреестра и появления соответствующих сведений в ЕГРН.

Установление сервитута на земельный участок: судебная практика

К помощи районных или городских судов общей юрисдикции (либо арбитражных судов, если кто-либо из спорящих занимается предпринимательством) прибегают, если переговоры с землевладельцем оказались безрезультатными. Подают иск в том районе, где находится спорная земля. Для судебного урегулирования спора рекомендуется использовать вариант установления сервитута, который предлагался для досудебного соглашения.

В положительном для сервитутного пользователя решении суда фиксируются все условия. Все необходимые для регистрации сервитута документы в службу Росреестра подает только истец.

Выносит решение суд с учетом следующих моментов:

  • позиций истца и ответчика;
  • при недостаточности специальных знаний в земельной сфере назначается экспертное исследование или к участию в процессе привлекают, скажем, кадастрового инженера;
  • решение должно содержать точные пространственные метки, где будет действовать ограничение (нужно для его регистрации);
  • ответчиком по делу может быть только собственник спорной земли, а не ее временные пользователи (арендаторы и т. д.);
  • разрешается вопрос о размере платы (по судебной практике или экспертному заключению).

Скачать образец соглашения о сервитуте земельного участка

Источник: https://ppt.ru/art/rabota/servitut

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.