Сервитут земельный

Сервитут на земельный участок: что это такое, виды и оплата в 2020 году

Сервитут земельный

За последние двадцать лет появления и существования в России полного права владения и собственности на земельные участки наработана обширная законодательная база и юридическая практика. Она касается практически всех вопросов землевладения и землепользования, как частными лицами, так и корпоративными, собственниками в виде государственных муниципальных органов.

Особый интерес представляет система отношений, при которых могут нарушаться или ограничиваться права собственника недвижимости, или земельных владений, имеющий специфическую форму — называемую сервитутом.

В этой статье будет раскрыто понятие земельного сервитута, какие имеются его виды, для чего он предназначен. А также рассмотрены некоторые практические аспекты работы с этим правовым статусом земельного участка.

Что это такое и условия возникновения

Юридическое понятие «сервитут» имеет свое происхождение еще со времен возникновения римского права, когда устанавливались первые правила того, какие ограничения имеет собственник земельного надела (латифундии).

В те времена вопрос регулирования отношений земельной собственности сводился к таким формам как, например, право прохода через частные угодья или перемещения стада домашних животных, прокладка водных коммуникаций в римских городах через землевладения, принадлежащие нескольким собственникам.

В современном понимании тема ограничение законного права владельца или сервитут вызвано типичными проблемами городской застройки, такие как:

  • использование земельных участков в условиях ограниченного городского пространства, особенно при массовой точечной застройке жилых микрорайонов, где пересекаются интересы многих собственников;
  • вопросы, связанные с расширением городских коммуникаций, прокладки инженерных сетей, когда затрагиваются права многих собственников земельных участков;
  • вопросы коммерческого использования земельных участков связанные с размещением рекламы, проведения публичных мероприятий.

Если же говорить о формальной трактовке понятия «сервитут», то она наиболее полно раскрыта в определении, данном в ГК РФ (17 я глава).

Сервитут – это возможность неограниченного круга физических или юридических лиц иметь доступ на  объекты недвижимости включая участки земли на основании взаимных договоренностей,  законодательными актами органов власти или по решению арбитража.

Чтобы  было до конца понятно, в каких именно случаях применяются эти правовые нормы, следует привести некоторые случаи из практики.

  1. Пример 1. В обществе садоводов расположен естественный водный объект – река, из которого осуществляется водопользование владельцами земельных угодий для их полива.

    Проход к этому водоему может быть осуществлен только через границы землепользования нескольких владельцев. В данном случае на владельцев таких участков может быть возложена обязанность по обеспечению беспрепятственного прохода к реке другими пользователями.

  2. Пример 2. При строительстве коттеджного поселка возникла необходимость проложить водопровод на соседнюю улицу. Однако рельеф местности позволяет произвести такие работы только через территорию другого собственника. В этом случае также может быть реализована схема наложения статуса сервитута на конкретный земельный надел, его собственника.

Как видно из приведенных примеров, подобные прецеденты могут возникнуть в любом месте, что особенно типично для тех районов, где ведется интенсивно строительство новых автомагистралей, мостов или расширение городских (поселковых) территорий за пределы «красной линии».

Основные виды и их особенности

Законодательными уложениями Российской Федерации, посвященным вопросам землепользования, определены два основных вида сервитута. Также законодателями определяются — размеры, сроки и виды ограничений на безусловный приоритет частного землевладения.

  • Публичный. Это вид ограничения землепользование, которое имеет в своей основе законодательное установление (правовой акт) органа исполнительной власти федерального, регионального или местного уровня. Как правило, публичный сервитут строится на основе платности за возникшие нарушения собственника землевладения.Плата за такой вид сервитута установлена из нормативов компенсации, например, при изъятии или ограничения правомерного использования, связанная с государственными или муниципальными нуждами. Также устанавливаются нормы, когда собственнику выплачивается периодическая компенсация за наложение статуса сервитута на его земельный участок.
  • Частный (ЧС). Это система договорных отношений между частными собственниками земельных активов о наложении ограничения на возможность пользования объектом, установление за это компенсации. ЧС устанавливается на основе двухсторонних (или многосторонних) частных соглашений (соглашение о сервитуте). В случае отсутствия договоренности, такие споры решаются в судебном порядке.

В обоих случаях, законодательством установлены основные сферы применения правоприменительных норм, оговоренных в части 1 статьи 274 ГК РФ, где сервитутное право применяется в случаях:

  1. Реализация права свободного транзита через земельные угодья (участки).
  2. Реализация права использования земельного актива для прокладки строительных и сетевых коммуникаций.
  3. Установления ограниченного землепользования владельцем для целей водоснабжения, мелиоративных работ, водостока, доступ к рекреационным местам отдыха (пляжи, морское побережье).
  4. размещение на территориях специальных объектов связи или геодезических сооружений (вышек, знаков).
  5. Временный доступ для производства исследовательских работ, геологоразведки.
  6. Использование землевладений принадлежащих собственникам для общественного пользования в виде охоты, рыболовства, сбора лесных плодов, грибов, пчеловодства.

Пример расположения сервитута

Здесь надо особенно отметить, что хоть законодательными актами (ГК РФ, Земельным Кодексом, Лесным и Водным Кодексами) достаточно точно установлены форматы применения сервитута, все же, исходя из существующей юридической практики, конкретные условия, права, и материальные компенсации должны устанавливаться отдельным  соглашением между всеми заинтересованными сторонами.

Различие между публичным и частным видом

Для того, чтобы четко понимать, в каких случаях применяется публичный, а в каких частный, следует привести основные различия между этими правовыми формами установления ограничения  использования земельных активов и территорий.

  1. Различие первое. Публичный сервитут — это отношения между публичными органами власти (федеральной, региональной или муниципальной) и частным собственником земельного участка. Как правило, такие отношения возникают при реализации федеральных или местных программ застройки, прокладки коммуникаций.

  2. Различие второе. По смыслу законодательства РФ, публичный сервитут носит обязательный характер. Изъятие части земельного участки или ограничения прав его владельца может происходить вообще без всякой компенсации, например, при возникновении необходимости связанной с обороной, предотвращением стихийных бедствий или террористической деятельности.

    Такими правами обладают многие силовые ведомства РФ, которые могут наложить сервитут на любой земельный участок, без всякой компенсации владельцу.

  3. Различие третье. Публичный и частный сервитут имеют в своей основе различную правовую базу и схему реализации юридических процедур. При публичном используется публичная правовая база — постановления правительства, решения городской думы или правовой акт, подписанный главой администрации города.

    В частном сервитуте — все отношения устанавливаются и регламентируются только на основе двухсторонних соглашений или с участием арбитра, т.е. судебного органа власти.

Также следует добавить, что различие может проявляться и в том, что в некоторых случаях публичный сервитут может носить чисто уведомительный характер для землевладельца, когда принимается решение (органами власти) в одностороннем порядке.

В частном такое практически невозможно, так как имеется правовое равноправие всех заинтересованных сторон – собственников, в независимости от того, физическими или юридическими лицами они являются.

Соглашение об установлении сервитута

Для заключения договора об установлении каких — либо условий на пользование, владение или распоряжение земельным наделом, активом или территорией, находящегося в частной собственности, имеется два основных варианта.

  • Вариант первый. При реализации публичного сервитута основным правоустанавливающим актом является постановление местного (публичного) органа власти о том, что, например, на земельной территории, принадлежащей гражданину, будет производиться прокладка электрического кабеля.Это постановление является обязательным и собственнику придется либо добровольно принять положения о сервитуте, либо оспаривать его в суде. Орган власти, заинтересованный в реализации своих интересов, может по своей инициативе предложить компенсацию за пользование сервитутом, для чего может быть собственнику предложено подписать Договор о сервитуте.
  • Второй вариант – это частный сервитут. Для оформления договора частного сервитута, должно быть выполнено несколько последовательных процедур:
    • заинтересованное лицо или его агент должен направить соответствующее обращение владельцу участка. Это делается в письменной форме, непосредственно собственнику, либо его представителю;
    • если стороны пришли к соглашению, определили для себя все условия договора, размер и порядок оплаты, то подписывается Соглашение или Договор сервитута (образец прилагается);
    • поскольку данное соглашение о сервитуте имеет правоустанавливающий характер, то он, как и любой другой договор подобного типа (купли — продажи), подлежит обязательной регистрации в территориальных подразделениях Росреестра.
    • по истечении 21 дня, со дня подачи Соглашения о сервитуте, производится его регистрация и занесение в федеральный реестр. С этого момента договор или соглашение о сервитуте вступает в законную силу.

Образец договора о сервитуте земельного участкаСкачать форму соглашения сервитута земельного участка в формате .doc.

Что касается вопроса того, как это осуществить на практике, то обычно в таких целях разумным подходом будет воспользоваться услугами профессиональных адвокатов, либо специалистов (риэлторов), специализирующихся по земельным вопросам (это не всегда агентство недвижимости в обычном понимании).

Определение платы

При заключении договора по сервитуту на земельное владение, очень много вопросов возникает при установлении размера платы в качестве компенсации.

Обычно при установлении платы принимаются в расчет следующие факторы:

  • компенсация за упущенную выгоду, в том числе и коммерческую, если, например, земельный участок использовался для ведения фермерского хозяйства;
  • оплата за нарушение экологических условий владений;
  • компенсация за ликвидацию каких-либо объектов, находящихся на земельной территории, подпадающей под договор сервитута;
  • часть доходов получаемых пользователем земельного участка и отчисляемых собственнику, например, часть прибыли от размещения рекламного щита на участке владельца.

В каждом отдельном случае заключения Договора о сервитуте все эти моменты должны быть тщательно просчитаны и иметь документальное подтверждение, что в частности требует привлечение экспертов — независимых оценщиков, страховщиков, аудиторов.

В заключение остается добавить, что правовой институт сервитута земельных участков в России не имеет пока устоявшейся практики применения. В большинстве случаев такие земельные споры решаются в судебном порядке, что накладывает дополнительные расходы, как на собственника, так и на тех, кто желает воспользоваться своим правом сервитута.

Нефедова Анна Олеговна.

Юрист гражданско-правововой специализации. Работает в Кинельском районном суде Самарской области – секретарь судебного заседания.

Ознакомившись с представленной публикацией, считаю необходимым включить в неё дополнительные пункты, при которых устанавливаются обременения:

  • с целью изъятия водных ресурсов;
  • для прогона сельскохозяйственного скота через земельный участок;
  • в случаях сенокоса, а также выпаса сельскохозяйственного скота в установленном порядке на земельных участках.

Касательно различий между ограничениями, считаю нелишним добавить некоторые отличительные особенности, не указанные в публикации, а именно:

  • публичный сервитут накладывается в отношении неустановленного круга лиц, частный, напротив, затрагивает полномочия определенных правообладателей;
  • публичное обременение носит безвозмездный характер, за исключением условий, предусмотренных п. 7 ст. 23 ЗК РФ, кроме того, правообладатель имеет право на получение компенсации при отчуждении недвижимого имущества либо предоставление нового участка при отсутствии возможности использовать прежний участок. Частный сервитут всегда носит возмездный характер.
  • правообладатель земли вправе обратиться в суд для того, чтобы оспорить публичный сервитут; при частном обременении, для установки сервитута в суд подает заявление лицо, желающее установить сервитут.

В публикации не сказано про сроки. Временный сервитут вводится на срок, прописанный в акте государственного органа или в соглашении между собственниками. Бессрочный сервитут является постоянным с момента регистрации в Управлении Росреестра.

Также, хотелось бы упомянуть про условия, при которых прекращается сервитут. Гражданское право указывает на следующие способы:

  1. В случае изменения оснований, послужившие установлению ограничений прав собственника. В этом случае издается соответствующий акт об отмене обременений.
  2. Вследствие невозможности использовать недвижимое имущество по целевому назначению. Собственник участка вправе обратиться в суд с исковым заявлением о прекращении сервитута.

Источник: https://OPrave.com/nedvizhimost/uchastok/servitut.html

Сервитуты государственных и муниципальных земельных участков по новой редакции ЗК РФ -Статьи

Сервитут земельный

Сервитуты государственных и муниципальных земельных участков по новой редакции ЗК РФ

Новая редакция Земельного Кодекса (глава V.3 ЗК РФ) предусматривает ряд важных новшеств в отношении сервитутов земельных участков, относящихся к государственной и муниципальной собственности.

задача внесенных изменений состоит в том, чтобы перенести заключение соглашений о сервитуте из кулуаров властных органов на уровень правоотношений между частными лицами.

 Для этого пользователям  государственных и муниципальных земельных участков (например, арендаторам) дано право самостоятельно и без согласия публичного собственника заключать соглашения о сервитуте и, более того, получать плату за сервитут.

В тех случаях, когда участок не предоставлен в пользование частному лицу, сохранена возможность заключения соглашения о сервитуте с органом публичной власти, причем процедура заключения такого соглашения подробно урегулирована.

Таким образом, внесенные изменения направлены на то, чтобы снизить бюрократическую нагрузку на органы публичной власти, и в ряде случаев облегчить жизнь тем гражданам и организациям, которые нуждаются в заключении соглашений о сервитуте. Итак, по порядку.

Как я уже писала, право на заключение соглашения о сервитуте государственных и муниципальных земельных участков теперь предоставлено землепользователям, а именно, лицам, которые занимают участок на основании:

  • Права постоянного бессрочного пользования;
  • Права пожизненного наследуемого владения;
  • Аренды сроком более, чем на 1 год;
  • Права безвозмездного пользования сроком более, чем на 1 год.

При этом согласие уполномоченного органа на заключение такого соглашения не требуется, если соответствующим договором аренды или безвозмездного пользования не предусмотрено иное (п.1 ст. 39.24 ЗК РФ в новой редакции).

Орган, уполномоченный на распоряжение данным земельным участком, должен быть лишь уведомлен о заключенном соглашении о сервитуте в течение 10 дней с момента его заключения (п.3 ст. 39.24 ЗК РФ в новой редакции).

Последствия неуведомления в законе не содержатся.

  1. Плата за сервитут, соглашение о котором заключено частным землепользователем, поступает указанному землепользователю (п. 3 ст. 39.25 ЗК РФ в новой редакции). Этой нормой законодатель, видимо, пытается стимулировать частных лиц к заключению подобных соглашений.
  2. Соглашение о сервитуте, заключенное с арендатором земельного участка или с лицом, которому участок предоставлен на праве безвозмездного пользования, действует лишь в течение действия договора аренды или договора о безвозмездном пользовании (пункты 4, 5 ст. 39.24 ЗК РФ в новой редакции).
  3. Пунктом 1 статьи 39.25 подробно урегулировано содержание соглашения о сервитуте, в частности, указано, что оно должно содержать кадастровый номер земельного участка и учетный номер обременяемой части земельного участка. Таким образом, данная норма подтверждает необходимость кадастрового учета соответствующей части земельного участка.
  4. Если соглашение о сервитуте части земельного участка заключено на срок менее 3х лет, то заключение такого соглашения допускается без кадастрового учета соответствующей части и без государственной регистрации сервитута. В этом случае граница действия сервитута определяется в соответствии со схемой, приложенной к соглашению (п. 4 ст. 39.25 ЗК РФ). Надо сказать, в ряде случаев это положение может быть весьма ценным.
  5. Статьей 39.26 ЗК РФ подробно урегулирован порядок заключения соглашения о сервитуте государственного или муниципального земельного участка с уполномоченным органом публичной власти.
  • в уполномоченный орган публичной власти направляется заявление о заключении соглашения о сервитуте с приложением схемы обременяемой части земельного участка. Если соглашение о сервитуте предлагается заключить в отношении всего земельного участка, прилагать схему не требуется.
  • орган публичной власти в месячный срок обязан выполнить одно из следующих действий:

– Направить уведомление о готовности заключить соглашение о сервитуте;

– Направить предложение о заключение соглашения о сервитуте иной части земельного участка;

– Подготовить, подписать и направить заявителю проект соглашения о сервитуте целого земельного участка

– Отказать в заключении соглашения о сервитуте при наличии предусмотренных законом оснований.

  • После получения уведомления о готовности заключить соглашение о сервитуте или предложения о заключении соглашения о сервитуте иной части земельного участка заявитель обеспечивает за свой счет кадастровые работы и постановку на кадастровый учет части земельного участка для заключения соглашения и сервитуте.
  • Уполномоченный орган готовит и направляет заявителю соглашение об установлении сервитута в 3х экземплярах, которое заявитель должен подписать в течение 30 дней.

Кроме вышесказанного, хочется отметить следующий момент. Статьей 39.23 предусмотрена довольно странная формулировка, описывающая основания заключения соглашения об установлении сервитута государственного или муниципального земельного участка.

Сказано, что такое соглашение может быть заключено в случаях, установленных гражданским законодательством, Земельным Кодексом и другими федеральными законами, в частности, в случаях строительства линейных объектов, инженерных изысканий и пользования недрами.

Таким образом, возможность заключения соглашения о сервитуте государственных и муниципальных земельных участков для иных случаев, например, для обеспечения доступа к другим участкам и объектам, сохранена, однако, почему-то не прописана в ЗК прямо.

Будем надеяться, что это не повлияет негативно на развитие практики по данному вопросу.

Материал подготовила Татьяна Скворцова.

Источник: https://www.cab74.ru/articles/304/

Сервитут на земельный участок и особенности его установления

Сервитут земельный

Сервитутом земельного участка следует считать установленное на рассматриваемый участок обременение, целью которого станет обеспечение нормального функционирования расположенных рядом территорий.

Сервитут земельного участка часто приходит на помощь в том случае, если по каким-то причинам невозможно в полном объёме эксплуатировать своё недвижимое имущество.

В этом случае наиболее распространённым вариантом станет наложение сервитута на соседний участок, например, чтобы обеспечить проезд.

Что такое сервитут земельного участка и как он эволюционировал в истории правоприменительной практики?

Что такое сервитут на земельный участок?

Понятие сервитута на земельный участок регулируется двумя крупнейшими нормативными актами в сфере имущественных и земельных правоотношений — Гражданским и Земельным Кодексами Российской Федерации.

В соответствии с положениями этих нормативных актов сервитутом земельного участка следует считать установленное на рассматриваемый участок обременение, целью которого станет обеспечение нормального функционирования расположенных рядом территорий. Т.е. сущность сервитута является правом ограниченного пользования чужим земельным участком.

Однако вся процедура установления обременения земельного участка сервитутом должна осуществляться в соответствии с действующим законодательством и закрепляться либо в форме договора (если речь идёт о частном сервитуте), либо в виде специального Постановления уполномоченного органа власти (если сервитут носит характер публичного).

Исторические формы сервитута

Сервитут как форма использования чужого имущества в своих целях зародился ещё в Древнем Риме и имел классическое закрепление в римском праве.

В соответствии с положениями этой правовой системы вещный сервитут мог распространяться не только на земельный участок, но и на любую чужую вещь, т.е. также практиковалось право пользования чужой вещью.

При этом платы за пользование такой вещью предусмотрено не было.

После того как римское право вместе с Империей перестало существовать, понятие сервитута не прекратило своё действие, а перешло в более поздние правовые системы Франции и Германии, где получило закрепление.

В соответствии с Кодексом Наполеона сервитутом принято было считать особую коммунальную повинность недвижимого имущества с целью обеспечения возможности надлежащего использования другого недвижимого имущества его собственником.

При этом разделение, которое было установлено в видах сервитутов, осуществлялось по трём основаниям — месту его наложения (городские и сельские), наличию внешних признаков (явные и неявные), сроку действия (постоянные или непрерывные и непостоянные, то есть установленные на срок выполнения человеком каких-либо действий).

В германском праве сервитутом также было принято считать обременение чужого имущества для достижения целей нормального функционирования другого имущества. В соответствии с требованиями норм права этой системы выделялись три формы сервитута — положительный и две отрицательных. Положительным сервитутом принято считать предоставление земельного участка для использования в определённых целях.

Первый отрицательный подразумевает невозможность осуществления собственником участка каких-либо действий, которые он мог бы осуществлять в отсутствие обременения. Второй отрицательный сервитут возникает тогда, когда у собственника обременённого земельного участка отбирается возможность как-либо влиять на состояние того участка, в пользу которого установлено обременение.

В истории российского права установление сервитута не было предусмотрено ввиду особенностей исторического развития.

Так, в период дореволюционной России уровень развития земельных правоотношений был настолько низок, что ни о каком сервитуте в его полной мере говорить не приходится.

Что же касается советского периода, то при государственной собственности на земли в сервитуте отпала какая-либо необходимость.

Современные виды сервитута

Земельный Кодекс Российской Федерации установил всего два вида сервитута, которые могут существовать в настоящее время в России. К этим видам следует относить:

  • Частный сервитут;
  • Публичный сервитут.

Частный сервитут подразумевает заключение соглашения об установлении обременения на конкретный земельный участок в интересах других участков, которое заключается между их собственниками без участия государства.

Как правило, заключение такого соглашения должно происходить по обоюдному согласию сторон. В том же случае, если возникли какие-либо спорные моменты, они могут быть разрешены путём судебного рассмотрения дела.

Публичный сервитут устанавливается государством путём вынесения соответствующего Постановления руководителем уполномоченного органа.

Ещё одним вариантом классификации сервитутов будет срок их установления. В соответствии с этим, установленное обременение может подразделяться на:

  • Срочные;
  • Бессрочные (постоянные).

Если говорить о срочных земельных сервитутах, то они, как правило, устанавливаются на ограниченный период, например, на срок выполнения каких-либо работ, которые должны затронуть территорию обременяемого участка. Как только необходимость использования обременённого участка отпадёт, сервитут на землю прекратит своё существование.

Если срок, в течение которого использование чужого участка будет необходимо, не установлен либо имеет размытые очертания, обременение будет считаться бессрочным, но при расчете стоимости такого сервитута срок будет учитываться не более 49 лет с момента установления. Соответственно, при наличии определённых обстоятельств, сервитут может быть отменён раньше, а может быть продлён также на этот срок.

Порядок установления сервитута на земельный участок

Порядок установления и прекращения сервитута регулируется Земельным и Гражданским кодексом РФ. Так как установление сервитута подразумевает под собой наложение ограничений на возможность использования этого участка его собственником, для подтверждения законности такого действия необходимо соблюсти порядок осуществления такой процедуры. В качестве основных этапов следует рассматривать:

  1. Подготовку документов, которые смогут доказать необходимость установления сервитута на конкретный участок на определённых условиях;
  2. Обращение с заявлением об установлении сервитута к собственнику обременяемого участка или в уполномоченный орган власти;
  3. Оценка сервитута с целью установления той суммы, которую инициатору обременения придётся выплатить собственнику участка;
  4. Заключение договора сервитута путём подписания соответствующего соглашения или получение Постановления руководителя уполномоченного органа;
  5. Регистрация заключённого договора в органах Росреестра с целью фиксации установленного сервитута в Едином государственном реестре прав.

Если все этапы были соблюдены, установленный сервитут будет считаться законным.

Важные моменты

Источник: https://zakonguru.com/nedvizhimost/zemelnyj/ispolzovanie-vladenie/pravo/servitut

Что такое земельный сервитут и как он устанавливается?

Сервитут земельный

Действующее законодательство определяет земельный сервитут как право ограниченного пользования чужим земельным участком. Различают сервитут и публичный сервитут (ст. 274 ГК РФ; ст. 23 ЗК РФ).

Земельный сервитут, порядок его установления

Земельный сервитут устанавливается, например, для обеспечения прохода и проезда через соседний земельный участок, строительства, реконструкции и (или) эксплуатации линейных объектов, не препятствующих использованию земельного участка в соответствии с разрешенным использованием.

Кроме того, сервитут может потребоваться для других нужд собственника недвижимого имущества (абз. 2 п. 1 ст. 274 ГК РФ; п. 1 ст. 23 ЗК РФ).

Важно учитывать, что установление сервитута — это крайняя мера, которая применяется, только если нужды собственника земельного участка или другой недвижимости нельзя обеспечить другим способом.

Обычно сервитут устанавливается по соглашению между лицом, требующим установления сервитута, и собственником соседнего участка или других участков.

Соглашение оформляется письменно и подлежит обязательной государственной регистрации в Едином государственном реестре недвижимости (п. 3 ст. 274 ГК РФ; п. 9 ст. 23 ЗК РФ; ст. 52 Закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ).

Без регистрации сервитут нельзя считать установленным.

Если достичь соглашения об установлении или условиях сервитута не удалось, установить его можно только в судебном порядке (п. 3 ст. 274 ГК РФ).

Сервитут, установленный на основании судебного решения, также должен быть зарегистрирован в Едином государственном реестре недвижимости.

Публичный земельный сервитут, порядок его установления

Публичные сервитуты устанавливаются законом или другим нормативным правовым актом РФ, субъекта РФ или органа местного самоуправления, когда это необходимо для обеспечения интересов государства, органа местного самоуправления или местного населения.

Основная причина их установления — это возможность решать задачи, связанные с обеспечением государственных или общественных нужд, без постоянного или временного занятия земельных участков.

Публичные сервитуты устанавливаются только с учетом результатов общественных слушаний (п. 2 ст. 23 ЗК РФ).

Публичные сервитуты могут устанавливаться для прохода или проезда через земельный участок, размещения на нем межевых знаков, геодезических пунктов государственных геодезических сетей, гравиметрических пунктов, нивелирных пунктов и подъездов к ним, а также для забора (изъятия) водных ресурсов из водных объектов, водопоя, для проведения на участке дренажных работ, для прогона через участок сельскохозяйственных животных. Также земельный участок может быть обременен сервитутом для ремонта коммунальных, инженерных, электрических и других линий и сетей, объектов транспортной инфраструктуры, для временного проведения изыскательских, исследовательских и других работ, для охоты и рыболовства, свободного доступа к прибрежной полосе. Кроме того, сервитут может устанавливаться для сенокошения и выпаса на земельных участках сельскохозяйственных животных в сроки, продолжительность которых соответствует местным условиям и обычаям (п. 3 ст. 23 ЗК РФ).

Публичный сервитут подлежит обязательной государственной регистрации в Едином государственном реестре недвижимости (п. 9 ст. 23 ЗК РФ; ст. 52 Закона N 218-ФЗ).

Лица, права и законные интересы которых затрагиваются установлением публичного сервитута, могут защищать свои права в судебном порядке (п. 8 ст. 23 ЗК РФ).

Собственник земельного участка, обремененного публичным сервитутом, может подать исковое заявление в суд общей юрисдикции об установлении соразмерной платы за сервитут и определении порядка выплат в связи с тем, что установление сервитута привело к существенным затруднениям в использовании земельного участка.

Различия между сервитутом и публичным сервитутом

Основное отличие между сервитутом и публичным сервитутом — способы их установления и интересы, для которых они устанавливаются.

Например, собственник земельного участка для прокладки линии электропередачи или газопровода к своему участку может заключить соглашение с собственником соседнего земельного участка, через который коммуникации будут подведены. В этом случае речь идет о сервитуте. Если же через район индивидуальной жилой застройки необходимо провести коммуникации для вновь застраиваемой территории, устанавливается публичный сервитут.

Срочный и постоянный сервитуты

Срочный сервитут устанавливается на определенный срок, постоянный — без указания срока. Это в равной степени относится к сервитутам и к публичным сервитутам (п. 4 ст. 23 ЗК РФ).

Плата за сервитут

Плата за сервитут и публичный сервитут различна.

Так, собственник земельного участка, обремененного сервитутом, вправе требовать соразмерную плату от лиц, в интересах которых установлен сервитут (п. 5 ст. 274 ГК РФ; п. 6 ст. 23 ЗК РФ).

Ее размер, а также порядок внесения следует указать в соглашении с лицом, в пользу которого устанавливается сервитут.

Также плата за земельный сервитут может быть определена в судебном решении, на основании которого он установлен.

При установлении публичного сервитута собственник обремененного участка может требовать соразмерную плату от органа государственной власти или органа местного самоуправления, установивших сервитут.

Но только если установление сервитута существенно затрудняет использование земельного участка. Размер платы за публичный сервитут может указываться в нормативном правовом акте, которым он установлен (абз. 2 п. 7 ст.

23 ЗК РФ).

Источник: https://zakonius.ru/zhile-i-nedvizhimost/chto-takoe-zemelnyj-servitut-i-kak-on-ustanavlivaetsya

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.