Сервитуты понятие и порядок его установления

Содержание

Особенности и порядок установления публичного сервитута на земельный участок. Нюансы оформления

Сервитуты понятие и порядок его установления

Понятие сервитута в современном законодательстве имеет довольно глубокие корни и происходит ещё из классического римского права.

Однако в области современной правовой системы этот термин немного изменил своё значение. Но смысл его остался прежним — это обременение чужого имущества в целях обеспечения качественного функционирования имущества тех лиц, которые выступают инициаторами обременения.

Что это такое по отношению к ЗУ?

Наиболее общая трактовка данного понятия приведена в п. 2 ст. 23 Земельного кодекса РФ (ЗК РФ).

В соответствии с данной нормой под публичным сервитутом подразумевается право ограниченного использования земельного участка, которое устанавливается решением органа государственной власти или местного самоуправления для удовлетворения государственных и муниципальных нужд, а также потребностей местного населения.

Для публичного сервитута характерны следующие особенности:

  • устанавливается в интересах всего общества, а не отдельного лица (как при частном сервитуте);
  • основная цель направлена на достижение общих нужд и потребностей населения конкретной местности;
  • устанавливается решением соответствующего органа исполнительной власти или местного самоуправления,;
  • подлежит прохождению государственной регистрации в Росреестре с последующим внесением сведений в ЕГРН;
  • необходимость установления должна быть должным образом обоснована;
  • ограничение права пользования может быть произведено в отношении любого участка земли (форма собственности в этом случае не имеет значения).

Что такое публичный сервитут и какими нормами законодательства регулируется?

Публичный сервитут является одной из наиболее популярных форм установления права использования чужого участка в настоящее время, которое практикуется государством для достижения цели улучшения жизни других владельцев земельных участков.

Публичным сервитутом принято считать такое обременение земельного участка, инициатором которого выступает государство для того, чтобы владельцы расположенных рядом земельных наделов могли свободно пользоваться своими участками.

Регулирование всех вопросов, связанных с установление сервитута на земельные участки, независимо от того носит он характер публичного или частного, осуществляется в рамках Земельного и Гражданского Кодекса. Эти нормативные акты производят полноценное регулирование не только процедуры установления обременения, но и рассмотрение тех целей, для которых такое обременение может быть установлено.

Публичный сервитут устанавливается на основании как Гражданского, так и Земельного Кодекса РФ. Так, Гражданский Кодекс в своих статьях 274–277 определяет, каким именно образом осуществляется установление сервитута, независимо от его характера, а также те акты, которые используются для регулирования всех сфер взаимоотношений между сторонами-участницами соглашения.

Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему, обращайтесь через форму онлайн-консультанта или звоните по телефонам:

  • Москва: +7 (499) 110-86-72.
  • Санкт-Петербург: +7 (812) 245-61-57.
  • Регионы: 8 (800) 600-36-07.

Правила установления публичного сервитута регулируются Земельным Кодексом Российской Федерации.

В этом нормативном акте рассматриваются те цели, для которых такое обременение может быть установлено, а также полностью рассматривается весь тот порядок, который должен быть соблюден при установлении именно публичного сервитута. Эта информация представлена в статье 23 Земельного Кодекса Российской Федерации.

В случае установления публичного сервитута, если соблюдены все требования действующего законодательства, для его установления должен быть издан специальный нормативный акт либо федерального, либо регионального значения.

Именно этот нормативный акт будет считаться основным документом, который будет регулировать в полном объеме все эти действия, которые будут осуществляться в рамках действующего обременения.

Порядок регистрации установленного сервитута осуществляется в строгом соответствии с Федеральным Законом “О государственной регистрации недвижимости”. Этот нормативный акт регулирует в полном объеме те направления, в которых должна вестись работа по регистрации установленного обременения, а также то, как именно происходит получение свидетельства об установлении такого обременения.

Режим установления и выплаты компенсационной суммы за использование обременения на участке устанавливается Гражданским Кодексом Российской Федерации в той его части, которая касается именно установление вознаграждения за использование обременения в виде сервитута на земельном участке.

Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему, обращайтесь через форму онлайн-консультанта или звоните по телефонам:

  • Москва: +7 (499) 110-86-72.
  • Санкт-Петербург: +7 (812) 245-61-57.
  • Регионы: 8 (800) 600-36-07.

Правовое регулирование

Нормативно-правовое регулирование публичного сервитута осуществляется в рамках следующих основных законодательных актов:

  1. Земельный кодекс РФ (ст. 23, гл. 5.7) – в этом документе дано определение публичному сервитуту, отражены его характерные особенности, а также порядок установления.
  2. ФЗ РФ «О государственной регистрации недвижимости» (гл.3, ст. 52 и др.) – в рамках данного нормативного акта отражен порядок и особенности регистрации публичного сервитута в Росреестре.
  3. ФЗ РФ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в РФ и ……» (ст. 25) – содержит особенности установления публичного сервитута в отношении участков, расположенных возле автомобильных дорог.
  4. Лесной кодекс РФ (ст. 9) – предусматривает порядок установления сервитута на территории леса.
  5. Другие нормативные документы, утверждаемые органами местного самоуправления того или иного региона. В них раскрывается подробный алгоритм действий по установлению публичного сервитута, а также основания его прекращения в конкретной области или городе (например, Постановление администрации г. Иркутск от 11.12.2018 года № 031-06-1116/8).

Важно! На публичные сервитуты не распространяется действие положений ГК РФ о сервитуте (ст. 274—277), а также гл. 5.3 ЗК РФ.

В каких случаях он может быть прекращен?

Как уже неоднократно упоминалось выше публичный сервитут устанавливается на время проведения каких – либо работ. Как только они завершаются, по закону действие обременения должны быть прекращено.

Иногда власти нарушают права хозяина участка и не соблюдают установленных границ или в результате работ был нанесён вред плодородному слою почвы.

Ещё бывают случаи когда не соблюдаются противопожарные или санитарные нормы. Во всех перечисленных ситуациях собственник участка может подавать ходатайство о прекращении использовании его земли.

Сервитут может быть снят:

  1. По причине отсутствия оснований в соответствии со статьёй 276 ГК РФ.
  2. Если в суде было доказано то, что целевое использование земли стало невозможным в связи с обременением. В этом случае пострадавший гражданин имеет право требовать возмещение ущерба.
  3. Уничтожение участка физически.
  4. Изъятие земли из оборота гражданского типа.
  5. При условии, что хозяин участка стал владельцем наложенного сервитута.
  6. Если прекратил своё действие акт нормативного типа, на основании которого было наложено обременение.

На нашем сайте есть информация и о других сервитутах, их видах:

  • Личный, городской, на проезд и проход к участку, лесной, частный.
  • Разница между постоянным и срочным.
  • Кем устанавливается частный?
  • Отличия публичного от частного.

Цели

В соответствии с п. 4 ст. 23 ЗК РФ публичный сервитут может быть установлен для достижения следующих целей:

  • создание прохода (проезда), а также свободного доступа к водоему, предназначенному для общего пользования;
  • размещение межевых знаков, геодезических и гравиметрических пунктов и т.д.;
  • сооружение отвода для воды (дренажные работы);
  • забор водных ресурсов из водоемов;
  • обеспечение свободного прохода для крупного рогатого скота и прочих сельскохозяйственных животных;
  • осуществление сенокоса или выпаса скота в определенный период года;
  • использование земельного участка для охоты, ловли рыбы или же в целях осуществления работ по увеличению популяции водных организмов (аквакультура).

Кроме того, земельное законодательство также содержит в себе ряд отдельный целей, ради достижения которых может быть установлен публичный сервитут. В частности, речь идет о следующих случаях (ст. 39.37 ЗК РФ):

  • размещение на земельных участках линейных объектов (водоснабжение, канализация, линии электропередачи и т.д.);
  • временное складирование материалов, возведение сооружений, а также размещение техники для проведения строительных работ, реконструкции различных объектов транспортной инфраструктуры (например, автомобильные иди железнодорожные дороги, вокзалы и др.);
  • организация пересечений автомобильных или железнодорожных дорог;
  • прокладывание дороги (для машин, поездов) внутри туннелей;
  • осуществление инженерных исследований для дальнейшей планировки территории, на которой будут размещаться линейные объекты федерального, регионального или местного значения.

Прочесть более подробную информацию о том, для каких целей и на каких основания могут устанавливаться различные сервитуты, можно тут.

Цель установления

Многообразие вариантов, которые требуют установления сервитута, сводятся к его целесообразности. Он не устанавливается без особых причин, которые понуждают физическое или юридическое лицо обращаться к собственнику участка за разрешением использования части его территории.

Цели такого сервитута – возмездное ограничение права пользования участком со стороны собственника, которое возникает в сторону претендента на отчуждённую в его пользу часть ЗУ.

Устанавливается по инициативе владельца имущества, которое требует размещения на обременённом участке. Либо – по инициативе заказчика (исполнителя) работ, которые требуют задействования территории обременённого надела. Такое взаимодействие включает аспекты совместного владения или аренды, но не является ни тем, ни другим в силу обстоятельств, детерминирующих обременение.

В данном случае всегда прослеживается причинно-следственная связь между потребностью одного лица и возможностью её удовлетворить, со стороны другого. В число таких причин могут входить:

  • потребность выхода на проезжую часть;
  • проход к водным ресурсам;
  • проход к собственному дому через участок соседей;
  • чужое имущество, расположенное на участке собственника;
  • установка бойлера или линейных объектов юридическими лицами;
  • проведение коммуникаций через участок соседей;
  • аналогичные причины.

Право бессрочного пользования или срочного позволяет использовать участок одного лица для решения задач другого, что создаёт симбиоз преимуществ и расширение границ возможностей, если стороны смогут договориться.

Может ли ПС быть установлен на частной земле и на каких основаниях?

В п. 4 ст. 39.39 ЗК РФ написано, что публичный сервитут может быть установлен на любой участок независимо от его формы собственности. Это означает, что подобное ограничение может быть также оформлено и на частную землю. Однако стоит помнить о некоторых исключениях, действующих в данном случае.

Так, согласно п. 5 той же статьи нельзя устанавливать публичный сервитут (в целях, предусмотренных п. 1 и 2 ст. 39.37) в отношении участков граждан, предназначенных для ИЖС, создания огорода, ведения домашнего хозяйства, садоводства. Исключением из данного правила может быть:

  • подключение зданий к водоснабжению, канализации, системе отопления и т.д.;
  • использование или восстановление инженерных сооружений, которые уже были возведены;
  • перенос линейных объектов с участков, которые были изъяты для удовлетворения государственных и муниципальных потребностей.

В качестве оснований для установления публичного сервитута на частной земле могут выступать:

  • необходимость в создании свободного доступа к общему водоему;
  • прокладывание газопровода, канализации и т.д.;
  • строительство автомобильной дороги;
  • выпас скота иные случаи.

Органы, принимающие решение о проведении процедуры

В зависимости от места вашего проживания, а также от самого земельного надела, зависит и орган, который будет принимать решение о возможности или невозможности установки публичного сервитута.

Чаще всего документ подается в органы местного самоуправления, где бумаги будут рассматриваться специально созданной комиссией.
Например, возьмём Пензенскую область.

Документы, которые позволяют получить разрешение об установлении сервитута будет выдавать местное правительство. А значит, рассматривать обращение будут органы местного самоуправления.

Тоже самое касается и других субъектов Российской Федерации.

Важно! Если речь идёт о более маленьком объекте или населенном пункте, то в таком случае нужно ехать в местную администрацию с целью получить разрешение или направление в областной орган власти для того, чтобы обращение была рассмотрено.

Границы зон действия

Обязательным условием при установлении публичного сервитута является определение границ его действия, то есть пределов территории, на которой действует право ограниченного пользования.

Источник: https://advokatymurmanska.ru/zhile/publichnyj-servitut-ustanavlivaetsya.html

Сервитуты. Понятие, порядок установления, защита

Сервитуты понятие и порядок его установления

Понятие и виды

Сервитуты – это право лица пользоваться чужой вещью в том или ином отношении. В римских источниках имеется целый ряд высказываний, разъясняющих сущность сервитута.

“Природа сервитута не в том, чтобы кто-либо произвел какое-либо действие, например, уничтожил строения и предоставил более приятный вид на окружающую участок соседа местность, или чтобы он нарисовал себя картину, но в том, чтобы лицо допускало что-либо (терпело какое-либо действие соседа) или не делало чего-либо” (Д. 8.1.15.1).

Таким образом, со стороны собственника служащей вещи требуется только терпеть (pati) и не делать (non facere). Он не обязан что-либо делать в пользу сервитуария. Единственное исключение из этого правила составлял городской сервитут – несение тяжести надстройки, при котором на собственнике обремененного участка лежала обязанность производить ремонт и восстановление опоры.

Во всех сервитутах производство ремонта возлагается на того, кто утверждает, что ему принадлежит сервитут. Например, дорога, по которой проезжает сосед, имеющий сервитут дороги, из-за ливня пришла в негодность.

Ремонт дороги, если он и дальше хочет ею пользоваться, лежит на соседе. И только в вышеназванном сервитуте такая обязанность лежит на собственнике строения.

Однако римляне считали, что, поскольку сервитут обязывает вещь, а не человека, собственник вправе бросить свою вещь (Д. 8.5.6.2).

Сервитуты имеют постоянный характер. Нельзя установить сервитут на время. Вещный сервитут обременяет вещь, и смена собственника служащей вещи не прекращает сервитут, так же, как и смена собственника господствующей вещи. Личный сервитут устанавливается на срок жизни управомоченного лица.

Постоянство сервитута делает невозможным, например, установление сервитута проведения воды из пруда или бассейна. Сервитут стока воды также должен иметь постоянный характер (Д. 8.2.28).

Вместе с тем сервитут, не утрачивая своего постоянства, может быть установлен так, что вода будет предоставляться лишь ежегодно летом или постоянно, но через день в течение одного месяца (сервитут проведения воды).

Сервитуты – единые и неделимые права. Никто не вправе отягощать свои сервитуты правами в интересах третьих лиц. Собственник вещи не может обладать сервитутным правом на свою же вещь. Сервитуты должны использоваться с соблюдением интересов собственника вещи (по-граждански, обходительно, как следует поступать в общине).

“Поэтому не следует ходить и ездить через сам дом или через середину виноградника, так как проход или проезд с одинаковым удобством может производиться через другую часть имения с меньшим вредом для имения, которое обременено сервитутом”. Сервитуты были безвозмездными правами.

Сервитуты как права относились к бестелесным вещам (res incorporales). При этом сельские сервитуты относились к манципируемым вещам (res mancipi). Только при Юстиниане была проведена систематизация сервитутов. Различались реальные или вещественные (земельные) сервитуты и личные, персональные.

Вещественные сервитуты назывались еще земельными (предиальными), так как относились к земле.

Земельные сервитуты, в свою очередь, делились на сельские (относящиеся к незастроенным участкам) и городские (к застроенным).

Древнее право знало только земельные сервитуты, при которых подчинение одного земельного участка (служащего) другому в пользу его собственника было формой восполнения хозяйственной полезности господствующего участка. Гораздо позднее возникли личные сервитута, на которые этот термин был перенесен только в позднеклассическое время.

Таким образом, в римском праве имели место следующие виды сервитутов: земельные и личные. К земельным относились сельские и городские земельные сервитуты. Личные сервитуты включали в себя: узуфрукт, usus, habitatio, пожизненное право на пользование чужими рабами или животными (operae servorum vel animalium).

Приобретение, утрата и защита сервитутов

Приобретение сервитутов могло иметь место:

По воле собственника служащей вещи: или а) односторонним актом воли, например завещанием, отказом по завещанию или б) договором.

По цивильному праву любой сервитут можно было установить перед судящим магистратом (in iure cessio), а сельские еще и посредством манципации. Эдикты провинциальных правителей установили неформальные способы приобретения сервитутов – пакты и стипуляции.

Судебным решением. При разделе общей земельной собственности судья мог установить сервитут в пользу одного из участков для уравнивания их хозяйственной ценности.

В силу закона. Так, отец имел узуфрукт на имущество подвластного сына.

По давности владения (хотя римляне рассматривали его как квазивладение).

В начале республики допускалось приобретение сельских сервитутов по давности. К ним применялся срок в 2 года. Однако впоследствии этот способ был отменен (Закон Скрибония).

В императорский период была установлна преторская давность для приобретения сервитутов в 10 и 20 лет, подобно праву собственности.

В праве Юстиниана остались лишь такие способы, как пакты и стипуляции, завещание, а также давность владения.

Прекращение сервитутов осуществлялось следующим образом:

путем отказа управомоченного лица в процессуальных формах уступки своего права собственнику (in iure cessio). Если же отказ происходил постороннему лицу, то акт считался недействительным;

в случае гибели предмета сервитутного права (вещи). Личные сервитуты прекращались и в случаях существенных перемен в характере их объекта, изменявшего свою способность к личному использованию. Смерть управомоченного или умаление его правоспособности также влекли утрату личных сервитутов;

когда собственник служащего участка становился одновременно собственником господствующего;

путем погасительной давности. Личные сервитуты погашались в силу неиспользования в течение двух лет при недвижимых и одного года при движимых вещах.

Сельские земельные сервитуты погашались при их неиспользовании в течение двух лет.

Городские сервитуты для своего погашения требовали, чтобы собственник служащего участка создал такое его состояние, которое противоречило сервитуту и продолжалось два года.

Защита сервитутов

Управомоченный на сервитутное право имел в свою защиту особые иски и интердикты. Наиболее ранним иском был иск vindicatio servitutis. Исковое требование состояло в том, чтобы признать за истцом право на сервитут и устранить препятствия в его пользовании.

Истец должен был доказать наличие у него сервитутного права. По преторскому праву это был иск по аналогии с виндикационным. Позднее этот иск стал называться actio confessoria.

В праве Юстиниана этот иск давался против всякого, кто препятствовал осуществлению права, а не только против собственника служащей вещи. Цель иска сближала его с негаторным иском собственника.

Претор установил также ряд специальных интердиктов для защиты земельных сервитутов – как сельских, так и городских. Носители личных сервитутов могли употреблять и другие владельческие интердикты по аналогии (interdicta utilia).

Земельные сервитуты

Источник: https://infopedia.su/6x4cad.html

Сервитут – порядок установления и регистрации сервитута

Сервитуты понятие и порядок его установления

Есть в юридической терминологии такое понятие как сервитут – использование земельного участка для прохода или проезда с ограниченными правами.

Оно требует официальной регистрации. Эту нелегкую процедуру описывает закон. А заключают  это соглашение по взаимному согласию сторон.

По периоду пользования сервитут бывает как постоянным, так и краткосрочным.

статьи:

Основные виды сервитута – отличие частного сервитута от публичного

Два вида сервитута устанавливает Земельный Кодекс. В этом документе можно найти подробное их описание и признаки различающие их. Но, если рассказать проще, то:

  • Частный сервитут нацелен на частные интересы определенных лиц или организаций.

При этом договор может заключаться по взаимному соглашению при подписании документов, так и в результате вынесения судебного решения. Например, если владелец земли не настроен обременять ее сервитутом.

Землевладелец не ущемляется в правах этим соглашением. Он может полноценно распоряжаться земельным имуществом, а так же просить вознаграждение за использование территорией.

А если основания для действия сервитута иссякли, например, трубопровод направили другим путем или дорога больше используется и закрыта, то собственник имущества может потребовать расторжения договора, как в личном порядке, так и через суд.

  • Публичный сервитут заключается из-за выгоды государства, муниципальный предприятий, в общем, в народных целях.

Причем, если сервитут налагает какие-то трудности в использовании земельного имущества, то  владельцу полагается вознаграждение за его использование.

Если пользование участком вообще невозможно по причине сервитута, то владелец может просить выкупить эту землю.

Какие могут быть основания для возникновения сервитута в соответствии с законом о сервитуте?

Для публичного сервитута причинами выступают:

  1. Эксплуатация территории для охоты и рыбалки
  2. Транспортное передвижение по участку
  3. Применение территории для дренажных работ
  4. Для провода сельскохозяйственных животных по территории землевладельца
  5. Для вольной пастьбы скота
  6. Для сенокоса
  7. Для исследовательских работ – это временная мера
  8. Для  беспрепятственного подхода к прибрежной зоне.

Частный сервитут используют для:

  1. Прокладки трубопровода через территорию, принадлежащую определенному лицу
  2. Установки ЛЭП
  3. Установки теле- и радиовышек
  4. Для перемещения, например, соседний участок земли.
  5. И других необходимых нужд.

Как установить сервитут – порядок установления частного и публичного сервитута

Для возникновения таких отношений заинтересованное лицо должно предложить обладателю земли предложение сервитута. И после решения всех важных моментов, таких как сроки, оплата и прочее, две стороны заключают договор. После регистрации сего соглашения в ЕГРП сервитут считается вступившим в законную силу.

Как зарегистрировать сервитут – список необходимых документов  для государственной регистрации сервитут

Для того, чтобы заключить договор нужно подготовить следующий пакет документов.

  1. Заявление от землевладельца и лица «арендующего» земельное имущество.
  2. Подтверждение уплаты госпошлины
  3. Паспорта заявителей
  4. Если сервитут частный, то требуется обоюдное соглашение или решение суда
  5. Для публичного – правовой акт об установлении сервитута
  6. Бумаги, доказывающие, что объект недвижимости находится в собстенности

Для ЮЛ дополнительно потребуются:

  1. Учредительные документы, включающие все поправки
  2. Свидетельства о ГРЮЛ
  3. Договор о назначении руководителя: протокол избрания и приказ о назначении
  4. Свидетельство о постановке на учет в налоговом органе с указанием ИНН

Кто и как устанавливает размер платы за установление сервитута – какой срок действия у сервитута

Обладателю используемого объекта  в любом случае будет назначаться денежное вознаграждение за сервитут. Причем величина его устанавливается в зависимости от размера материальной выгоды от объекта, если бы он не был отдан под сервитут. Важный факт, что на размер этих выплат оказывает влияние и частота пользования землей.

Срок действия договора определяется в официальном соглашении при подписании документа обеими сторонами. При этом длительность его не должна превышать время нахождения имущества в подряде, в строительных целях и проч.

Особенности сохранения сервитута при переходе прав собственности на имущество

Сервитут привязан не к определенному лицу, а к имуществу. Поэтому при купли-продажи, обмена, а так же аренды земля передается вместе с обременением. Таким образом, вместе с землей новый владелец получает еще и «бонус» в виде сервитута.

Прекращение сервитута – какие могут быть основания для прекращения сервитута?

  1. Соглашение сторон может быть расторгнуто при отпадении нужды пользования имуществом собственника. Например, если открылась новая более удобная дорога.
  2. Договор расторгается, если невозможно использование имущества по назначению. Т.е. если сервитут настолько мешает нормальной деятельности, что полностью останавливает ее.
  3. А так же в случае уничтожения объекта сервитута.
  4. Если пользователь сервитута приобрел используемое имущество у собственника.
  5. Так же вполне возможно прекращение действия договора при отказе от сервитута заинтересованного в нем лица.

Остались вопросы? Просто позвоните нам:

Источник: https://pravo812.ru/useful/430-servitut-poryadok-ustanovleniya-i-registratsii-servituta.html

Сервитут: понятие, виды, порядок установления и прекращения

Сервитуты понятие и порядок его установления

⇐ ПредыдущаяСтр 8 из 35Следующая ⇒

(Кратко)

Сервитут — признанное законом право ограниченного пользования чужим имуществом (объектом).

Сервитут может быть срочным и постоянным.

Сервитут устанавливается по взаимному соглашению сторон, по решению суда или в соответствии с законом, и подлежит регистрации в порядке, установленном для регистрации прав на недвижимое имущество.

Обладатели сервитута — лица, имеющие право ограниченного пользования чужими земельными участками (сервитут).

Сервитут не может быть самостоятельным предметом купли-продажи, залога и не может передаваться каким-либо способом лицам, не являющимся собственниками недвижимого имущества, для обеспечения использования которого сервитут установлен.

Виды сервитутов

Земельный кодекс в статье 23 предусматривает 2 вида сервитутов:

· частные;

· публичные.

Частный сервитут

Ст. 274-277 ГК РФ устанавливают следующее.

Собственник недвижимого имущества (земельного участка, другой недвижимости) вправе требовать от собственника другого земельного участка (соседнего участка) предоставления права ограниченного пользования соседним участком (частного сервитута).

Частный сервитут может устанавливаться для:

· обеспечения прохода и проезда через соседний земельный участок;

· прокладки и эксплуатации линии электропередач, связи и трубопроводов;

· обеспечения водоснабжения и мелиорации;

· также других нужд собственника недвижимого имущества, которые не могут быть обеспечены без установления сервитута.

Основанием установления частного сервитута является соглашение между лицом, требующим установления сервитута, и собственником соседнего участка. В случае недостижения соглашения об установлении или условиях частного сервитута спорт разрешается судом по иску лица, требующего установления частного сервитута.

Частные лесные сервитуты могут устанавливаться на основании договора, актов государственных органов и актов органов местного самоуправления, а также судебных решений.

Частные водные сервитуты могут устанавливаться в силу договора, а также и на основании судебного решения.

Обременение земельного участка сервитутом не лишает собственника участка прав владения, пользования и распоряжения этим участком.

Собственник участка, обремененного сервитутом, вправе, если иное не предусмотрено законом, требовать от лиц, в интересах которых установлен сервитут, соразмерную плату за пользование участком.

По требованию собственника земельного участка, обремененного сервитутом, сервитут может быть прекращен ввиду отпадения оснований, по которым он был установлен.

Публичный сервитут

Публичный сервитут устанавливается законом или иным нормативным правовым актом РФ, нормативным правовым актом субъекта РФ, нормативным правовым актом органа местного самоуправления.

Публичный сервитут устанавливается в публичных интересах, то есть если это необходимо для обеспечения интересов государства, местного самоуправления, местного населения.

Публичный сервитут может устанавливаться для:

· прохода или проезда через земельный участок;

· использования земельного участка;

· проведения дренажных работ на земельном участке;

· прогона сельскохозяйственных животных через земельный участок;

· выпаса сельскохозяйственных животных;

· сенокошения;

· использования земельного участка в целях охоты и рыболовства;

· временного пользования земельным участком в целях проведения исследовательских работ;

· свободного доступа к прибрежной полосе.

По правилам публичного лесного сервитута граждане имеют право свободно пребывать в лесном фонде.

По правилам публичного водного сервитута каждый может пользоваться водными объектами общего пользования и иными водными объектами, если иное не предусмотрено законодательством РФ.

(По статье из ЗК РФ)

ЗК РФ, Статья 23. Право ограниченного пользования чужим земельным участком (сервитут)

1. Сервитут устанавливается в соответствии с гражданским законодательством.

2.

Публичный сервитут устанавливается законом или иным нормативным правовым актом Российской Федерации, нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации, нормативным правовым актом органа местного самоуправления в случаях, если это необходимо для обеспечения интересов государства, местного самоуправления или местного населения, без изъятия земельных участков. Установление публичного сервитута осуществляется с учетом результатов общественных слушаний.

3. Могут устанавливаться публичные сервитуты для:

1) прохода или проезда через земельный участок, в том числе в целях обеспечения свободного доступа граждан к водному объекту общего пользования и его береговой полосе;

2) использования земельного участка в целях ремонта коммунальных, инженерных, электрических и других линий и сетей, а также объектов транспортной инфраструктуры;

3) размещения на земельном участке межевых и геодезических знаков и подъездов к ним;

4) проведения дренажных работ на земельном участке;

5) забора (изъятия) водных ресурсов из водных объектов и водопоя;

6) прогона сельскохозяйственных животных через земельный участок;

7) сенокошения, выпаса сельскохозяйственных животных в установленном порядке на земельных участках в сроки, продолжительность которых соответствует местным условиям и обычаям;

8) использования земельного участка в целях охоты, рыболовства, аквакультуры (рыбоводства);

9) временного пользования земельным участком в целях проведения изыскательских, исследовательских и других работ;

4. Сервитут может быть срочным или постоянным.

4.1. Срок установления публичного сервитута в отношении земельного участка, расположенного в границах земель, зарезервированных для государственных или муниципальных нужд, не может превышать срок резервирования таких земель.

5. Осуществление сервитута должно быть наименее обременительным для земельного участка, в отношении которого он установлен.

6. Собственник земельного участка, обремененного сервитутом, вправе требовать соразмерную плату от лиц, в интересах которых установлен сервитут, если иное не предусмотрено федеральными законами.

7. Абзац утратил силу с 1 апреля 2015 года. – Федеральный закон от 31.12.2014 N 499-ФЗ.

В случаях, если установление публичного сервитута приводит к существенным затруднениям в использовании земельного участка, его собственник вправе требовать от органа государственной власти или органа местного самоуправления, установивших публичный сервитут, соразмерную плату.

8. Лица, права и законные интересы которых затрагиваются установлением публичного сервитута, могут осуществлять защиту своих прав в судебном порядке.

9. Сервитуты подлежат государственной регистрации в соответствии с Федеральным законом “О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним”.

10.

Порядок, условия и случаи установления сервитутов в отношении земельных участков в границах полос отвода автомобильных дорог для прокладки, переноса, переустройства инженерных коммуникаций, их эксплуатации, а также для строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов дорожного сервиса, их эксплуатации, размещения и эксплуатации рекламных конструкций устанавливаются Федеральным законом от 8 ноября 2007 года N 257-ФЗ “Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации”.

⇐ Предыдущая12345678910111213141516Следующая ⇒

Поиск по сайту:

Источник: https://studopedya.ru/1-100558.html

Реальный сервитут: содержание, основания возникновения и прекращения

Сервитуты понятие и порядок его установления

Под сервитутом (от лат. servitus – служение) в современном российском праве понимается ограниченное вещное право одного лица на недвижимую вещь, принадлежащую другому лицу, заключающееся в пользовании одной или несколькими конкретными функциями данной вещи. Общее содержание сервитута выражается формулой “вещь должна предоставить нечто” (rem aliquid praestare debere).

По общему правилу сервитут не может состоять в обязании к активным действиям самого собственника служащей вещи: servitus in faciendo consistere non potest . По содержанию сервитуты принято делить на положительные и отрицательные.——————————–

За исключением, возможно, servitus oneris ferendi.

При установлении положительного сервитута собственник служащей вещи должен претерпевать (pati) оговоренное воздействие на свою недвижимость со стороны собственника господствующей вещи.

Такое воздействие заключается в активных действиях – праве прохода через соседний земельный участок, прокладки и эксплуатации инженерных коммуникаций.

Положительные сервитуты считаются исторически первыми, возникшими в римском праве, они непосредственно связаны с возникновением частной собственности на землю и раздроблением крупных имений на мелкие участки.

Таким образом, создались предпосылки к тому, что по своим свойствам или положению один из участков мог содержать какой-либо недостаток, восполнить который можно было, заключив договор с соседом и получив право пользоваться его имением с целью удовлетворения нужд собственного земельного участка . Эти права назывались сервитутами предиальными (земельными).——————————–

Например, право прохода – iter, право проезда – via, право прогона скота – actus, право проведения воды – acquae ductus.

Предиальный сервитут, установленный в пользу какого-нибудь участка (praedium dominans), принадлежал лицу как собственнику этого участка и передавался с переходом собственности. Предметом сервитута служил участок, к которому он относился (praedium serviens), а не личность его собственника. Право сервитута сохранялось вне зависимости от смены собственника praedium serviens.

В период конца республики сервитуты понимались как особые отношения, iura in re aliena , которые существуют наряду с правом собственности.

Признавалось, что при сервитуте служит вещь (res servit), причем одной из своих характеристик (дорога, водопровод на земельном участке, полоса пространства), однако объектом сервитута была вся вещь, т.е. все пространство, принадлежащее собственнику .——————————– Как указывает Д.В.

Дождев, в римской юридической науке термин iura in re aliena применялся исключительно к земельным сервитутам. См.: Дождев Д.В. Римское частное право: Учебник / Под общ. ред. В.С. Нерсесянца. 3-е изд., испр. и доп. М., 2008. С. 455.

Если бы осуществление сервитута сделалось невозможным на отведенном пространстве, то управомоченный был вправе искать такого осуществления в других местах служащего участка. Муромцев С.А. История римского права. М., 1877.

Как отмечает С.А.

Муромцев, “сервитутное право рассматривалось первоначально как обладание полосою или пространством имения, отведенными в распоряжение господина сервитута и, при таком понимании, мало чем отличалось от собственности на ту же полосу или то же пространство. Первый толчок к образованию более отвлеченного воззрения на сервитут дали сервитуты городские” .——————————–

Муромцев С.А. История римского права. М., 1877.

При установлении отрицательного сервитута собственник служащей вещи обязан воздерживаться от определенных действий (non facere).

К отрицательным сервитутам относятся сервитуты света (собственнику участка запрещается возводить на нем постройки сверх определенной высоты, которые могут повлиять на освещенность соседнего участка), сервитуты вида (собственнику участка запрещается возводить постройки таким образом, чтобы они закрывали вид), запрет на сооружение стока воды на соседний участок.

А. сервитута. В законодательстве Российской Федерации легальное определение сервитута приводится в п. 1 ст.

274 ГК РФ, согласно которому собственник недвижимого имущества (земельного участка, другой недвижимости) вправе требовать от собственника соседнего земельного участка, а в необходимых случаях и от собственника другого земельного участка (соседнего участка) предоставления права ограниченного пользования соседним участком (сервитута).

Таким образом, в российском гражданском праве возможно установление лишь тех сервитутов, которые относят к категории реальных , притом предоставляющих своему обладателю право совершать в отношении чужого земельного участка (здания, сооружения) активные действия.

Иными словами, обладатель сервитута лишен возможности требовать от собственника соседнего земельного участка, чтобы тот воздерживался от определенных действий.——————————–

В отличие от т.н. личных сервитутов, которые могут устанавливаться в пользу определенного лица на период жизни последнего, но не в пользу земельного участка.

Отметим, что категория сервитута, существующая в современном российском праве, была восстановлена лишь с принятием ГК РФ 1994 г.

и обязана своему ренессансу восстановлением частной собственности на землю, которая (частная собственность) и обусловливает необходимость существования сервитута.

Между тем в дореволюционном российском праве аналогом римских предиальных сервитутов выступали права угодий. По содержанию они совпадали.

Что же касается отрицательных сервитутов, роль их, по всей видимости, выполняют нормы общего запрета, которые содержатся в градостроительных регламентах, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правилах, нормативах.

Между тем представляется, что данные правила далеко не во всех случаях способны обеспечить нужды собственников недвижимых вещей. Так, А.А. Рябов, говоря о сервитуте вида, указывает: “…

для удовлетворения потребностей в воде, энергии, связи научно-технический прогресс предлагает множество альтернатив, красота видов естественных пейзажей, морских просторов, гор, рек, лесов, полей незаменима, а потому баснословно дорога.

Не менее дороги единство, органичность и целостность архитектурного, ландшафтного и садово-паркового решения поселка и города.

Объекты недвижимости, с которых закрыт вид на красивые морские, горные, лесные пейзажи, равно как объекты недвижимости, расположенные в населенных пунктах, где нарушено архитектурное, ландшафтное, садово-парковое единство, теряют в цене во много раз” .——————————–

Рябов А.А. Отрицательные сервитуты и сервитут вида в российском гражданском праве // Журнал российского права. 2007. N 5.

Судебная практика, в связи с отсутствием в законодательстве прямого указания на возможность установления отрицательных сервитутов, крайне скупа и чаще всего идет по пути отказа гражданам в защите их прав, кроме случаев, когда использование недвижимой вещи становится совсем невозможным или существенно затруднено .

Например, в Постановлении Девятого арбитражного апелляционного суда от 6 февраля 2007 г., 7 февраля 2007 г. N 09АП-18416/2006-ГК по делу N А40-54110/06-105-345 указано: “ЗАО “Септима+” обратилось в Арбитражный суд г.

Москвы с иском к ООО “С-Клаб” об обязании ответчика устранить препятствия в пользовании зданием (затенения здания) путем сноса частей здания ответчика по адресу: г. Москва, 1-й Кадашевский пер., д. 11/5, стр. 4″.

——————————–

См., например: Постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда N А50-11381/2006-Г15 от 28 апреля 2007 г. по делу N А50-11381/2006-Г15.

Арбитражный суд г. Москвы решением от 02.11.2006 в удовлетворении иска ЗАО “Септима+” отказал. Не согласившись с принятым решением, истец подал апелляционную жалобу, в которой просит обжалуемое решение отменить, исковые требования удовлетворить.

Предметом заявленных по настоящему делу исковых требований является устранение препятствий в пользовании зданием (затенения здания) путем сноса частей здания ответчика по адресу: г. Москва, 1-й Кадашевский пер., д. 11/5, стр. 4.

Таким образом, ЗАО “Септима+” заявлен негаторный иск, возможность предъявления которого предусмотрена статьей 304 ГК РФ, в силу которой собственник может требовать устранения всяких нарушений его права, хотя бы эти нарушения и не были соединены с лишением владения. Исходя из смысла указанной нормы, следует, что в предмет доказывания по настоящему спору должно входить установление факта принадлежности истцу индивидуально-определенной вещи на праве собственности, а также нахождение данной вещи во владении истца.

Кроме того, для удовлетворения заявленного негаторного иска истец должен доказать факт нарушения его прав собственника, обусловленного действиями ответчика, носящими противоправный характер и продолжающимися на момент предъявления иска.

В соответствии с ч. 1 ст. 209 ГК РФ собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом.

Из материалов дела следует, что истец является собственником здания общей площадью 623,5 кв. м, расположенного по адресу: г. Москва, 1-й Кадашевский пер., д. 11/5, стр. 4, что подтверждается свидетельством о регистрации права собственности от 09.09.2005 N 77АВ635828.

Источник: https://www.kmcon.ru/articles/jurist9_2751.html

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.